Для начала определимся с самим термином «цивилизация». Философы и историки вкладывают в это слово несколько различное семантическое наполнение. Рассмотрим типы цивилизаций, называемых «локализованными во времени и пространстве обществами». Разные историки выделяют разное количество локальных цивилизаций. Англичанин Арнольд Тойнби считал, что за последнее тысячелетие появилось (и ныне здравствуют) пять цивилизаций: западная, православная (к которой относится и
Россия), мусульманская, индуистская и дальневосточная (Китай, Япония, Корея, Юго-Восточная Азия). Всего в историческую эпоху он насчитал тридцать семь цивилизаций.Типы цивилизаций, по Тойнби, подразделяются на цепочки из трех элементов. Все ныне существующие цивилизации являются третьими, последними звеньями. Например наша цивилизация является последней в цепочке: минойская цивилизация – эллинская – православная. То есть, по его мнению, мы живем в эпоху накануне крутой смены глобального исторического тренда. Правда, неизвестно, когда и в какой форме она произойдет.
В общепринятой популярной культурологии принято упрощенное представление о существовании западной культурной традиции, которой противопоставляется восточный тип цивилизации, отличающийся рядом принципиальных особенностей. Ими являются, в первую очередь, разное отношение к индивиду в социуме и отношение к собственности.Такое противопоставление, конечно, вульгарно. Основные типы цивилизаций не ограничиваются делением на Запад и Восток. Да само определение восточной цивилизации нуждается в уточнении. С точки зрения европейского обывателя, цивилизации Ирана, Казахстана и Китая – это нечто примерно одинаковое, различающееся лишь незначительными деталями и относящееся к восточному типу цивилизаций. Между тем любому компетентному человеку (не говоря уж о жителях этих государств) ясно, что в первом случае мы имеем классическое мусульманское шиитское государство, во втором – подвергшуюся мусульманскому влиянию культуру кочевников Великой Степи (термин Льва Гумилева), а в третьем – сложный конгломерат, включающий буддистский, даосский и конфуцианский компоненты, обильно приправленные коммунистической идеологией.
Да и современная Европа относительно представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», сильно отличается от Европы средневековой. Воззрения Савонаролы, Торквемады и герцога Ришелье, ставшего фактическим правителем Франции, не имеют ничего общего с сегодняшними приоритетами внутренней политики большинства европейских государств.
Все, что, по мнению европейского обывателя, ныне присуще восточным цивилизациям – коллективизм, низкий статус личности в обществе – было и в старой Европе. И дело не в том, что Европа «выросла». Просто упал градус пассионарности. Старый свет разжирел, в определенной степени обленился. Поэтому так вольготно чувствуют себя в Европе пришельцы с юга и востока, носители иной культурной традиции. Нечто подобное может случиться и в классической восточной стране – Японии, конституцию которой написали юристы американских оккупационных войск в надежде привить западную систему ценностей. Но у японцев еще слишком велика сила традиции. Это энергичное общество, способное оградить себя от влияния извне. Так что разные «типы цивилизаций» тут ни при чем.