Закипание машины - распространенная проблема, с которой сталкивается множество автовладельцев. В большинстве случаев причиной становится перегрев двигателя из-за сбоев в работе системы охлаждения. Давайте разберемся, почему закипает машина и какие действия нужно предпринять в такой ситуации.
Причины закипания машины
Существует несколько основных причин, из-за которых может произойти закипание:
- Неисправность термостата
- Загрязненный радиатор
- Нарушение герметичности системы охлаждения
- Неисправный водяной насос
- Отказ вентилятора системы охлаждения
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости
- Использование некачественного антифриза
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных причин.
Неисправность термостата
Термостат - это деталь, регулирующая температуру двигателя путем открытия/закрытия канала для циркуляции охлаждающей жидкости. При его поломке или заклинивании в закрытом состоянии нарушается нормальный теплообмен, в результате чего машина перегревается.
Загрязненный радиатор
Со временем внутри радиатора накапливаются различные отложения, которые ухудшают теплоотдачу и приводят к перегреву двигателя.
Особенно часто радиатор забивается осенью опавшими листьями.
Недостаточный уровень охлаждающей жидкости
Эта причина может быть связана как с утечкой жидкости, так и с несвоевременной доливкой. В любом случае при недостатке охлаждающей жидкости нарушается теплоотвод от двигателя.
Последствия перегрева двигателя
Закипание машины и перегрев двигателя чреваты серьезными последствиями:
- Деформация деталей двигателя
- Прогар прокладки головки блока цилиндров
- Поломка термостата или датчиков
- Выход из строя радиатора
Кроме того, перегрев ведет к интенсивному окислению и старению моторного масла.
Поэтому очень важно своевременно принимать меры при появлении первых признаков перегрева и не допускать закипания двигателя.
Что делать, если закипела машина
Итак, почему кипит машина, мы разобрались. А теперь давайте рассмотрим алгоритм действий в такой ситуации.
Немедленно остановиться
Как только вы заметили, что температура двигателя подскочила или из-под капота повалил пар - срочно притормозите, заглушите мотор и остановите машину в безопасном месте.
Ни в коем случае нельзя продолжать движение на перегретом двигателе!
Дать машине остыть с открытым капотом
После остановки откройте капот, чтобы обеспечить дополнительный теплоотвод от двигателя. Можно также включить отопитель салона на максимальный режим.
Дайте двигателю полностью остыть в течение как минимум 15-20 минут.
Проверить уровень охлаждающей жидкости
Загляните в расширительный бачок - возможно, уровень жидкости слишком низкий. В этом случае необходимо долить недостающее количество рекомендованной производителем охлаждающей жидкости.
Марка автомобиля | Рекомендуемый антифриз |
ВАЗ | Тосол А40М |
УАЗ | Тосол А65М |
Проверьте также герметичность системы охлаждения - возможны подтекания из шлангов, патрубков, прокладок, сальников.
Обратиться в автосервис
Если самостоятельно не удалось определить причину перегрева и устранить неисправность, необходимо срочно обратиться к квалифицированным специалистам в автосервисе.
Ни в коем случае не пытайтесь завести и тем более поехать на неисправной машине!
В автосервисе по диагностическим кодам определят конкретную неисправность, после чего устранят ее.
Своевременное обслуживание и ремонт системы охлаждения поможет избежать дорогостоящего ремонта или полной замены двигателя.
Как избежать перегрева двигателя
Чтобы минимизировать риск возникновения проблем с перегревом, необходимо:
- Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости
- Следить за исправностью термостата и датчиков
- Своевременно менять охлаждающую жидкость
- Периодически промывать радиатор
- Контролировать работу водяного насоса и вентилятора
- Использовать качественный антифриз
Кроме того, в жаркую погоду рекомендуется воздержаться от езды в пробках, частых остановок, а также движения на низких передачах с высокой нагрузкой на двигатель.
Соблюдение этих несложных правил позволит продлить срок службы вашего автомобиля и избежать поломок, связанных с перегревом!
Диагностика причин закипания
Чтобы определить конкретную причину, почему закипает машина, необходимо провести диагностику системы охлаждения и двигателя. Владельцам легковых автомобилей рекомендуется обращаться для этого в специализированный автосервис.
Однако некоторые проверки можно выполнить и самостоятельно:
- Проверить исправность датчиков температуры
- Убедиться в работоспособности водяного насоса
- Оценить состояние и натяжение приводного ремня
- Замерить давление в системе охлаждения
По результатам диагностики специалисты автосервиса смогут определить причину, почему закипает машина, и быстро устранить возникшую неисправность.
Ремонт системы охлаждения
При выявлении неисправности обязательно требуется ее устранение путем ремонта или замены вышедших из строя элементов системы охлаждения.
Рассмотрим основные виды ремонтных работ:
- Замена термостата
- Промывка радиатора от загрязнений
- Устранение трещин и протечек в патрубках
- Замена водяного насоса
- Ремонт или перемотка электродвигателя вентилятора
Стоимость ремонта зависит от объема и сложности работ, стоимости запчастей для конкретной модели автомобиля.
Некачественный или неполный ремонт системы охлаждения не позволит решить проблему перегрева и закипания двигателя!
Профилактика системы охлаждения
Закипает машина в большинстве случаев из-за несвоевременного технического обслуживания и невыполнения необходимых профилактических работ.
Чтобы не допустить проблем с перегревом рекомендуется:
- Своевременно менять охлаждающую жидкость
- Проверять качество и доливать при необходимости антифриз
- Чистить и промывать радиатор от накопившихся отложений
- Контролировать состояние шлангов и прокладок
- Проверять производительность водяного насоса
Периодическое выполнение этих профилактических работ позволит предотвратить множество проблем и избежать таких неприятных ситуаций, как закипание.
Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость является важным компонентом, обеспечивающим нормальный теплообмен в двигателе. Со временем антифриз теряет свои свойства, поэтому требуется регулярная замена.
Для большинства современных автомобилей рекомендуемая периодичность замены охлаждающей жидкости:
- 1 раз в 2 года или 30 000 км пробега - для этиленгликолевого антифриза (зеленый цвет)
- 1 раз в 5 лет или 150 000 км пробега для органического антифриза (розовый или красный)
Своевременная замена поможет избежать проблем с закипанием машины!