Китайская теорема об остатках: загадки древних рукописей

Китайская теорема об остатках - удивительное математическое открытие Древнего Китая, которое и по сей день находит применение в современных науке и технике. Давайте разберемся в ее происхождении, сути и практическом использовании.

История создания китайской теоремы об остатках

Согласно легенде, китайские полководцы в древности использовали математическую хитрость, чтобы скрыть численность своих войск от противника. Утром они выстраивали солдат в ряд по пять человек, замечая, что в последнем ряду осталось трое. Затем перестраивали по восемь человек в ряду, оставалось семь. И наконец, выстраивали по девять, оставляя в последнем ряду двоих. Не подсчитывая общее количество солдат, полководцы таким образом получали достаточно информации, чтобы определить точное число.

Первое документальное упоминание об этой хитрости встречается в трактате китайского математика Сунь-цзы (III-V вв.). Он сформулировал теорему, позволяющую восстановить число по его остаткам от деления, но не смог дать строгое доказательство. Эту задачу в VI веке решил индийский ученый Ариабхата, предложив алгоритм нахождения решения для конкретной системы остатков.

Согласно преданию, китайская теорема об остатках активно использовалась при строительстве Великой Китайской стены для расчета нужного размера кирпичей. Однако в Средние века о ней почти забыли, пока теорема вновь не была «открыта» европейскими математиками в XVII веке.

Китайский ученый пишет формулы

Суть китайской теоремы об остатках

Формулировка теоремы такова: пусть задана система линейных сравнений (конгруэнций) с одной неизвестной $x$ по модулям $m_1, m_2, \ldots, m_n$, где модули взаимно просты. Тогда эта система имеет единственное решение в интервале от 0 до произведения всех модулей $M=m_1 m_2\cdots m_n$.

Ключевое значение имеет условие взаимной простоты модулей. Это означает, что наибольший общий делитель любых двух модулей равен 1. Если это выполняется, то согласно теореме задача нахождения числа по его остаткам имеет единственное решение.

Данная теорема тесно связана с решением диофантовых уравнений – целочисленных полиномиальных уравнений вида $x^n+y^m=z^k$. Китайская теорема об остатках позволяет сначала искать решения таких уравнений в простых системах по модулю простых чисел. Это дает подсказки, есть ли вообще целочисленные решения в обычных числах.

Алгоритм решения системы линейных сравнений

1. Найти решение $x_1$ только для двух первых уравнений
  2. Заменить эти уравнения одним: $x \equiv x_1 \pmod{m_1 m_2}$
  3. Решить полученную систему из $n-1$ уравнений
  4. Повторять, пока не останется одно уравнение

Таким образом, задача сводится к системе из двух линейных сравнений, для которых решение можно найти с помощью алгоритма Евклида.

Монахи изучают математическую формулу на камне

Применение китайской теоремы на практике

Китайская теорема об остатках находит применение в самых разных областях, в том числе и в наши дни. Рассмотрим несколько примеров.

Определение численности войск древними полководцами

Как уже упоминалось ранее, по легенде китайские генералы использовали следующую хитрость, чтобы узнать точное число солдат в армии, но скрыть его от противника:

1. Выстроить солдат в ряд по 5 человек, в последнем ряду осталось 3
  2. Перестроить по 8 человек, осталось 7
  3. Перестроить по 9, осталось 2

Применив китайскую теорему об остатках к этим данным, получаем, что всего солдат было 263. Информации о трех остатках оказалось достаточно!

Вычисления дат астрономических явлений

Астрономы часто используют китайскую теорему об остатках, чтобы предсказать редкие астрономические события. Например, когда две кометы с периодами обращения 4 и 10 лет снова достигнут своих ближайших к Солнцу точек (перигелиев) в один год. Мы можем записать:

• x ≡ 1991 (mod 4)
  • x ≡ 1997 (mod 10)

Решив эту систему, получаем, что следующим таким годом будет 2007-й.

Нахождение размеров кирпичей для строительства

Одно из преданий гласит, что китайская теорема об остатках использовалась при возведении Великой Китайской стены, чтобы подобрать кирпичи нужного размера. Например, если нам нужны кирпичи, которые без остатка делятся на 12, но дают остатки 3 и 7 при делении на 7 и 11 соответственно, то решение будет китайская теорема об остатках = 276.

Проверим: 276 = 23·12, 276/7 = 3, 276/11 = 7. Таким образом, кирпичи длиной 276 см удовлетворяют всем требованиям!