Пушкинский герой Самсон Вырин, станционный смотритель из одноименной повести, стал одним из ярких примеров "маленького человека" в русской литературе. Давайте разберемся, почему так произошло.
Кто такой Самсон Вырин?
Самсон Вырин - это низший чиновник, станционный смотритель 14 класса. Он вынужден терпеть унижения и оскорбления от проезжающих, потому что его должность обязывает обслуживать путешественников и предоставлять им лошадей. Самсон Вырин живет в своем ограниченном мирке и не понимает тех, кто находится за его пределами. Единственной отрадой и радостью в его нелегкой жизни была дочь Дуня.
Трудная доля станционного смотрителя
Автор называет Самсона Вырина "мучеником 14 класса". Это объясняется тем, что ему приходится тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и дочь Дуню. При этом он подвергается постоянным нападкам и унижениям со стороны проезжающих, которые "проклинают" его за малейшие неудобства. Как представитель низшего сословия, Самсон Вырин социально незащищен и вынужден терпеть обиды.
Вот как автор описывает трудности жизни станционных смотрителей:
Сущий мученик четырнадцатого класса... Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает.
Дуня - единственный луч света для Самсона Вырина
У Самсона Вырина была дочь Дуня, которая помогала ему по хозяйству и хорошо к нему относилась. Даже грубые и раздраженные путешественники смягчались в присутствии Дуни:
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает.
Таким образом, Дуня была для Самсона Вырина единственной отрадой и радостью в его трудной жизни униженного маленького человека.
Потеря любимой дочери
Однако в жизни Самсона Вырина происходит трагедия - его дочь Дуню похищает проезжий гусар Минский. Это становится для героя сильнейшим потрясением и горем. Он безуспешно пытается вернуть любимую дочь:
- Вырин едет к Минскому, чтобы тот вернул Дуню, но гусар безжалостно выпроваживает старика;
- Затем Вырину удается разыскать Дуню, но она предает отца, позволив выгнать его из дома.
После этого Самсон Вырин больше никогда не видел свою дочь. Это стало для него настоящим потрясением и трагедией.
Горе Вырина - горе "маленького человека"
Потеря дочери стала для Самсона Вырина настоящей трагедией именно потому, что он был "маленьким человеком". В его понимании Дуня поступила бесчестно, бросив отца ради гусара. Но у него не было никакой возможности это предотвратить или вернуть дочь.
Как маленький и незначительный чиновник, Самсон Вырин оказался бессилен перед лицом жизненной несправедливости. У него не было ни денег, ни связей, ни прав, чтобы защитить себя и свою дочь. Поэтому он вынужден был смириться с потерей Дуни, что и стало для него настоящей трагедией.
Попытки вернуть Дуню
Несмотря на свое горе, Самсон Вырин предпринимает отчаянные попытки вернуть дочь:
- Он едет в Петербург, чтобы разыскать гусара Минского и заставить того отдать Дуню.
- Когда Вырин находит Дуню с Минским, девушка падает в обморок, а самого смотрителя выталкивают из дома.
Эта встреча оказывается последней в жизни Самсона Вырина и его дочери. Больше ему не удается увидеть любимую Дуню.
Угасание Самсона Вырина после потери Дуни
После всех этих событий опустошенный горем Самсон Вырин возвращается на свою станцию продолжать работу смотрителем. От тоски по дочери он начинает пить, забрасывает дом и хозяйство. Горе подтачивает его изнутри, и спустя некоторое время Самсон Вырин умирает - так и не оправившись после потери любимой Дуни.
Автор повести А.С. Пушкин показывает, что жизненная несправедливость и жестокость сломили этого маленького, но искреннего и доброго человека.
Отношение автора к герою
А.С. Пушкин выражает глубокое сочувствие к своему герою Самсону Вырину. Он понимает всю ограниченность мышления этого маленького человека, его наивность и слабость перед жизненными ударами. Писатель искренне сожалеет о добром, но сломленном сердце станционного смотрителя.
Самсон Вырин - "маленький человек" с большим сердцем
Несмотря на все тяготы, обрушившиеся на Самсона Вырина, он сохраняет доброту и любовь к людям. Он верит до последнего в то, что его любимая дочь Дуня к нему вернется. Именно поэтому его "маленькость" заключается в социальном положении, а не в нравственных качествах. Это типичный представитель "униженных и оскорбленных" в русской литературе.
Причины, почему Самсон Вырин - "маленький человек"
Итак, почему Самсон Вырин можно назвать "маленьким человеком"?
- Он представитель низшего сословия, не имеет прав и привилегий;
- Вынужден терпеть унижения и оскорбления от окружающих;
- Социально незащищен, не может противостоять жизненной несправедливости;
- Ограниченность его мышления и мировоззрения.
Все эти черты характерны для "маленького человека" в понимании русской литературы.
Трагедия Вырина как отражение судьбы "маленьких людей"
Трагическая судьба Самсона Вырина отражает во многом участь "маленьких людей" в России XIX века. У них не было возможностей что-либо изменить в своей судьбе, им приходилось лишь смиренно нести свой крест. Потеря дочери для Вырина равносильна гибели, потому что без Дуни его жизнь теряет всякий смысл. Так и многие "маленькие люди" не могли вынести тяжести своей доли.
В чем проявляется "величие" Самсона Вырина?
Несмотря на всю свою "малость" в социальном плане, Самсон Вырин проявляет подлинное величие духа. Он сохраняет доброту, не озлобляется на людей, всегда готов прийти на помощь. До последнего верит в то лучшее, что есть в человеке. И даже предательство собственной дочери не может убить в нем эту веру. Поэтому, несмотря на трагичность его судьбы, Самсон Вырин вызывает уважение и сочувствие.
Самсон Вырин как национальный тип "маленького человека"
Образ Самсона Вырина стал одним из эталонных в русской литературе для "маленького человека". В нем воплотились такие национальные черты, как смирение, терпение, доброта, вера в лучшее. Это позволило многим читателям узнать в Самсоне Вырине себя или своих знакомых. Так пушкинский герой превратился в национальный тип "униженного и оскорбленного", вызывающий сочувствие и жалость.
Уроки истории Самсона Вырина
История "маленького человека" Самсона Вырина несет в себе глубокие уроки:
- Нельзя унижать и оскорблять человека только из-за его социального положения;
- Надо ценить таких простых людей с их добротой и трудолюбием;
- Несправедливость может сломать даже самого стойкого человека.
Если бы общество относилось к Самсону Вырину иначе, его судьба могла бы сложиться не так трагично. Поэтому очень важно извлечь правильные уроки из этой печальной истории.
Роль Пушкина в создании образа "маленького человека"
А.С. Пушкин сыграл огромную роль в разработке одного из центральных образов русской литературы - "маленького человека". Именно пушкинский Самсон Вырин стал эталоном в изображении простых людей, обделенных властью и богатством, но сохранивших человеческое достоинство.
Писатель глубоко сочувствует своему герою, показывая всю несправедливость его положения при внешней незначительности этого персонажа. Так Пушкин вводит в литературу тему "униженных и оскорбленных", которая получит дальнейшее развитие.
Трансформация образа "маленького человека" в русской литературе
Пушкинский образ "маленького человека" претерпел определенную трансформацию в более поздней русской литературе XIX века. Если у Пушкина Самсон Вырин вызывал жалость и сочувствие, то позднее этот образ приобретает черты большей трагичности.
Так, например, гоголевский Акакий Акакиевич в "Шинели" олицетворяет полное одиночество и неприкаянность "маленького человека". Достоевский в своих произведениях изображает страдания и унижения таких персонажей.
Тем не менее, истоки этого типа героя следует искать именно у Пушкина, в его сочувственном изображении простых тружеников вроде станционного смотрителя Самсона Вырина.
Влияние образа Самсона Вырина на последующих писателей
Пушкинский Самсон Вырин оказал большое влияние на последующих русских писателей при создании ими образов "маленьких людей". Многие персонажи русской литературы были созданы по "выринскому" типу или с отсылкой к этому герою.
В частности, Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской "Шинели" является прямым литературным потомком Самсона Вырина. Также на примере Вырина учились изображать простых "униженных и оскорбленных" персонажей Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и многие другие русские писатели.
Образ "маленького человека" в мировой литературе
Не только в русской, но и в мировой литературе получил распространение образ "маленького человека". Это связано с тем, что такие персонажи позволяют писателям поднимать важные социальные и нравственные проблемы.
Яркими примерами изображения "маленьких людей" в зарубежной литературе могут служить Сантьяго из "Старика и моря" Хемингуэя, Билли Бадд из одноименной повести Мелвилла, герои произведений Фолкнера и других классиков мировой словесности.
При этом истоком разработки данного литературного типа по праву считается пушкинский "маленький человек" Самсон Вырин из "Станционного смотрителя".