Этот вопрос интересует многих, особенно иностранцев. В статье мы разберемся в истории возникновения разных дат празднования Рождества, узнаем о различиях церковных календарей, а также ответим на вопрос - нужно ли сегодня менять традиционную для России дату этого важного православного праздника?
Когда на самом деле родился Иисус Христос
В Евангелии нет точной даты рождения Иисуса. Первые христиане вообще не отмечали это событие, как отдельный праздник. Но по косвенным данным можно примерно определить время рождения Христа. Из Евангелия от Луки известно, что благовещение Деве Марии произошло ровно через 1⁄2 года после зачатия Иоанна Крестителя. А последнее событие было связано со служением в Иерусалимском храме отца Иоанна - Захарии. Захария был из 8-й из 24 священнических черед. Исходя из этих данных, получается, что Иисус родился примерно 22 декабря.
Итак, единая дата была установлена лишь на IV Всехристианском соборе в 451 году. Однако за более чем четыре столетия юлианский календарь уже давал задержку в три дня. И получается, что Рождество припадало на календарный день зимнего солнцестояния, но, поскольку календарь отставал от реальных астрономических явлений, была зафиксирована дата — 25 декабря.
То есть фактически дата 25 декабря была выбрана на Никейском соборе в 4 веке н.э. для того, чтобы объединить празднование Рождества Христова с языческим праздником зимнего солнцестояния, отмечавшимся в Римской империи.
Юлианский календарь и его недостатки
Рождество почему 7 января, а не 25 декабря? Календарь, по которому жила Римская империя, был введен Юлием Цезарем в 46 году до н.э. Он получил название юлианский
. Согласно этому календарю, один год составлял 365⁄6 суток. Для компенсации оставшихся 6 часов вводился один дополнительный день каждые 4 года. Так появились високосные года.
Однако позже выяснилось, что юлианский календарь не совсем точен. На самом деле, продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца составляет приблизительно 365⁄5 суток и 49 минут. Это на 11 минут меньше, чем по юлианскому календарю. И эта погрешность со временем накапливалась.
- К 4 веку н.э. юлианский календарь отставал уже на 3 дня
- К 16 веку отставание достигло 10 дней
- А к нашему времени разница между астрономическим годом и юлианским календарем составила 13 суток
Из-за этого все праздники, привязанные к определенным датам, в том числе и Рождество Христово, постепенно смещались относительно времен года. Эту проблему и решил исправить папа Римский Григорий XIII в конце 16 века.
Реформа Григория XIII и новый календарь
Рождество почему 7 января, а не 25 декабря? Для исправления накопившейся ошибки в исчислении времени папа Римский Григорий XIII в 1582 году ввел новый календарь, названный в его честь григорианским
. В этом календаре был изменен принцип определения високосных лет. Если в юлианском календаре високосным был каждый 4-й год, то в григорианском високосными стали только годы, номера которых кратны 4, но не кратны 100. При этом годы, номера которых кратны 400, остались високосными.
Для компенсации накопившегося отставания папа Григорий XIII даже пошел на радикальный шаг - было принято решение "пропустить" сразу 10 дней. Таким образом в 1582 году после четверга 4 октября по юлианскому календарю сразу наступила пятница 15 октября по григорианскому календарю.
Почему григорианский календарь не был принят православной церковью
Несмотря на очевидные преимущества, григорианский календарь не был принят православными церквями. Это было обусловлено несколькими причинами:
- Желанием сохранить церковные традиции и независимость от католичества
- Опасением влияния католицизма на православную веру
- Политическим противостоянием католических и православных стран
Так в Российской империи отказ от юлианского календаря рассматривался, как уступка "латинству" и грозил расколом церкви. Поэтому православная церковь продолжила использовать прежний календарь.
Попытки реформы календаря в России
Рождество почему 7 января, а не 25 декабря? Первая попытка перехода на новый стиль в России была предпринята в 1918 году, после Октябрьской революции. Большевистское правительство ввело григорианский календарь в гражданской жизни. Однако патриарх Тихон отказался проводить церковную реформу, опасаясь раскола среди верующих.
Позднее, в 1923 году, была предпринята попытка ввести усовершенствованный вариант юлианского календаря, разработанный сербским астрономом Миланковичем. Этот календарь получил название "новоюлианский". Однако и эта реформа не получила поддержки среди православных верующих в России.
Текущая ситуация в разных православных церквях
На данный момент большинство православных церквей перешли на новоюлианский календарь и празднуют Рождество 7 января". Однако Русская, Сербская, Иерусалимская, Грузинская церкви, а также часть украинских верующих придерживаются юлианского календаря.
Из-за накопившейся разницы между календарями получается, что один и тот же церковный праздник отмечается в разное время. Например, в России, а в Греции и Болгарии его празднуют на 13 дней раньше - 25 декабря.
Перспективы изменения традиционной даты празднования Рождества в России
Несмотря на очевидные минусы юлианского календаря, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать изменения устоявшейся традиции празднования Рождества в России 7 января. Это связано с опасением раскола среди верующих и сложностью проведения реформы в условиях низкого доверия к церковной иерархии в российском обществе.
Сложности реформы церковного календаря в России
Главной проблемой на пути реформы церковного календаря в России является сложность коммуникации церковного руководства с массовым сознанием верующих. Любые значимые изменения традиций воспринимаются паствой болезненно и могут привести к непредсказуемым последствиям.
Риски раскола верующих при изменении даты празднования Рождества
Опыт предыдущих неудачных попыток реформы показывает, что часть прихожан может отколоться и перейти в юрисдикцию других православных церквей, сохраняющих традиционный календарь. Это создаст почву для межконфессиональных конфликтов.
Поэтапный подход к реформе как возможный компромисс
В качестве компромисса можно предложить поэтапный подход к реформе церковного календаря. На первом этапе допустить параллельное существование двух стилей. А со временем постепенно смещать акценты в сторону нового стиля при сохранении элементов старой традиции.
Плюсы и минусы сохранения статус-кво
С одной стороны, отказ от реформы позволит избежать потрясений и расколов. Но с другой стороны, это консервирует архаичную и не совсем логичную систему летоисчисления.
Возможное будущее развитие ситуации
Скорее всего, в обозримой перспективе коренного реформирования церковного календаря в России не произойдет. Однако постепенная либерализация общества и отход от догматических установок могут подготовить почву для осторожных реформ в отдаленном будущем.
Альтернативные варианты реформы церковного календаря
Помимо полного и одномоментного перехода на новоюлианский календарь, возможны и другие, более мягкие сценарии проведения реформы.
Частичный переход с сохранением параллельных традиций
Можно оставить традиционную дату празднования Рождества по юлианскому календарю для консервативно настроенных верующих. Но ввести дополнительное празднование по новому стилю для более либерально настроенного духовенства и мирян.
Поэтапный переход
Другой подход - постепенный, растянутый на десятилетия переход. Каждый год смещать дату празднования на 1 день в сторону новоюлианского календаря. Таким образом, люди будут иметь время адаптироваться.
Гибридный календарь
Можно попытаться разработать промежуточный вариант "гибридного" церковного календаря, который учитывал бы нюансы юлианского, но был бы ближе к астрономической реальности.
Преимущества и недостатки рассмотренных вариантов
У каждого из предложенных подходов есть свои плюсы и минусы. Главная сложность в том, что все они предполагают отказ от укоренившихся традиций и могут вызвать сопротивление консервативно настроенных верующих. Но в то же время это шанс привести церковный календарь в большее соответствие с современной действительностью.