"Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, — напротив..." - писал Лермонтов о Печорине. Но разве сомнения в предопределенности судьбы не являются признаком фатализма? Давайте разберемся.
Что такое фатализм
Фатализм - это философское учение, согласно которому все события в мире предопределены высшей силой и не зависят от воли человека. Фаталисты верят, что человек не властен над своей судьбой и должен безропотно принимать все, что с ним происходит.
"Человек лишь выполняет предначертанное ему свыше" - изречение фаталистов.
Идеи фатализма берут начало в античные времена. Фаталистические воззрения были распространены в Древней Греции, Риме, Индии. В частности, фатализм исповедовали стоики и эпикурейцы.
Взгляды Печорина на жизнь и судьбу
Что касается Григория Александровича Печорина - главного героя романа "Герой нашего времени" - то его отношение к предопределенности судьбы весьма неоднозначно. С одной стороны, в некоторых своих высказываниях он проявляет явные фаталистические наклонности:
- Называет себя "топором в руках судьбы", что говорит о его бессилии перед высшей волей;
- Считает, что "своей судьбы не минуешь", как бы ты ни старался;
- Утверждает, что на его роду "написано" так вести себя и поступать.
С другой стороны, в других эпизодах Печорин явно отрицает фатализм и возможность заранее узнать свою судьбу:
- Считает, что сам творит свою жизнь и волен поступать так, как хочет;
- Любит сомневаться в предопределенности всего на свете;
- Открыто испытывает судьбу, лезет "на рожон" и идет на риск.
Таким образом, взгляды Печорина весьма противоречивы. Это в полной мере проявляется в финальной главе романа, которая так и называется - "Фаталист".
Анализ главы "Фаталист"
В этой главе Лермонтов поднимает тему предопределения человеческой судьбы. Один из офицеров, Вулич, утверждает, что жизнь и смерть каждого предначертана заранее и избежать своей участи человек не в силах. Чтобы доказать это, он ставит опасное пари.
За фатализм | Против фатализма |
|
|
Из этого анализа видно, что по отношению к фатализму у Печорина возникает целый ряд вопросов, на которые он не может дать однозначного ответа. С одной стороны, он видит явные "знаки судьбы", с другой - отказывается верить в предопределенность всего происходящего.
Эта внутренняя борьба мотивов и является, по всей видимости, ключом к характеру Печорина. Он то ли в шутку, то ли всерьез пытается узнать, что ждет его в будущем. И в то же время стремится сохранить ощущение, что сам управляет своей судьбой.
Другие персонажи о роке и судьбе
Интересно, что не только Печорин задумывается о предопределенности человеческой жизни. Другие герои романа тоже высказывают свое мнение по этому вопросу.
Например, преданный слуга Печорина Максим Максимыч считает, что у каждого человека все "написано на роду":
Так уж у него на роду написано!
То есть Максим Максимыч явно придерживается фаталистических взглядов на судьбу.
Есаул же, напротив, верит, что от человека многое зависит в этой жизни:
Своей судьбы не минуешь. Но что б ни было, а покорность горю не помогает, а только еще больше его раздражает.
Хотя в конце и он делает оговорку о неизбежности "своей судьбы".
Что же касается офицера Вулича, то он является убежденным фаталистом, верящим в предопределение до мельчайших деталей. И готовым пойти ради этой веры на крайние меры.
Можно ли Печорина фаталистом назвать и почему?
Итак, можно ли после всего сказанного назвать Печорина фаталистом?
С одной стороны, у него определенно есть некоторые фаталистические взгляды. Он верит в возможность предсказаний, видит "знаки судьбы", считает, что иногда человек бессилен перед высшей волей.
Но в то же время Печорин отказывается целиком подчиняться идее предопределения. Он любит сомневаться, испытывает судьбу, стремится быть хозяином своей жизни и идти наперекор обстоятельствам.
Поэтому однозначно причислить его к фаталистам или, наоборот, к противникам этого учения нельзя.
Противоречивость Печорина
Возможно, эта внутренняя борьба мотивов и есть ключ к пониманию сложного характера Печорина. Он интересуется предсказаниями и в то же время не хочет в них верить. Он то принимает судьбу, то бросает ей вызов.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, — напротив...
Эти слова Лермонтова как нельзя лучше передают сущность его героя. Печорин сомневается в предопределенности с одной целью — сохранить ощущение, что он управляет своей судьбой. И эти сомнения как раз и делают его таким решительным и смелым.
Возможно также, что Печорин просто балансирует между верой и неверием, чтобы в любом исходе оказаться правым. Он словно примеряет на себя убеждения то фаталистов, то их противников, не в силах окончательно определиться.
Итак, подводя итог всему сказанному, можно констатировать, что Печорин занимает двойственную позицию по отношению к вопросу о предопределенности человеческой судьбы. Он и фаталист, и его яростный противник одновременно. Эта внутренняя борьба мотивов и делает его настолько неоднозначным, противоречивым и психологически глубоким персонажем.
Практическое применение
Итак, мы выяснили, что Печорин занимает двойственную позицию в вопросе о предопределенности судьбы. Но как это может быть полезно нам, современным читателям?
Возможно, пример Печорина учит нас гибкости мышления. В жизни не все однозначно, и убеждения человека могут меняться в зависимости от обстоятельств. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон, допустить возможность иного исхода — это важное качество.
Современный взгляд
С точки зрения современной науки, понятия "судьба" и "предопределение" весьма условны. Хотя бы потому, что до конца мы не понимаем, как устроена наша Вселенная и влияют ли на нас некие высшие силы.
Поэтому едва ли возможно дать однозначный ответ на этот вопрос. Как и Печорин, мы можем лишь сомневаться и критически анализировать то немногое, что знаем о мире.
Вечные вопросы
Вместе с тем, вопрос о предопределенности нашей жизни волновал и будет волновать людей всегда. Это одна из вечных загадок человеческого бытия.
Быть может, именно поэтому образ Печорина так популярен уже почти два века. Каждое новое поколение находит в этом герое отклик своим сокровенным раздумьям о свободе и судьбе.
Можно ли Печорина фаталистом назвать и почему?
Итак, подводя итог всему сказанному, можно ли Печорина фаталистом назвать? Безусловно, у него есть определенные фаталистические черты. Но в то же время он яростно сопротивляется этой идее и пытается управлять своей судьбой.
Поэтому однозначного ответа здесь быть не может. Как и сам Печорин в финале романа, мы вынуждены констатировать:
Кто знает наверное, убежден ли он в чем-нибудь или нет?
Эта двойственность и делает образ героя таким глубоким. Он навсегда останется загадкой для читателей, в которой каждый будет видеть отражение своих сомнений.