Педагогические приемы - это инструменты учителя, позволяющие донести знания до учеников. Их правильный выбор и использование во многом определяют результативность обучения. Давайте разберемся, какие приемы действительно работают, а на что не стоит тратить время.
Понятие педагогических приемов и их роль в обучении
Прежде всего определим, что такое приемы обучения. В учебнике "Современная дидактика" А.В. Хуторской дает такое определение: "Приемы обучения - это элементы, позволяющие методу обучения реализовываться конкретно и неповторимо". Иначе говоря, прием - это составная часть метода, выполняющая какую-то одну функцию в процессе обучения.
Например, метод мозгового штурма включает такие приемы:
- придумывание идей за определенное время;
- анализ идей;
- выбор лучшей идеи по заданным критериям.
Если метод решает образовательную задачу в целом, то отдельный прием - лишь ее часть. Однако порой границы размыты. К примеру, беседа может выступать и как самостоятельный метод, и как элемент другого метода.
Классификация приемов обучения
Существует несколько подходов к классификации педагогических приемов. Рассмотрим наиболее полную систематизацию, предложенную Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской.
Они выделяют 3 группы приемов:
- Логические - интеллектуальные операции (сравнение, обобщение, доказательство);
- Организационные - приемы управления вниманием и деятельностью учеников;
- Технические - работа с оборудованием и наглядными пособиями.
Проиллюстрируем на примерах:
Группа приемов | Примеры |
Логические | Постановка проблемного вопроса, сравнение понятий, формулирование вывода |
Организационные | Инструктаж по выполнению задания, вызов к доске, проверка домашнего задания |
Технические | Демонстрация презентации, зарисовка схемы на доске, работа с микроскопом |
Педагогические приемы обучения могут входить в разные методы, а могут быть уникальными для какого-то одного подхода. Главное, чтобы они работали на решение конкретной дидактической задачи.
Современные эффективные приемы обучения
Чтобы учебный процесс был по-настоящему результативным, а знания усваивались легко, стоит обратить внимание на такие актуальные группы приемов:
- Интерактивные - активно вовлекают учащихся в деятельность;
- Игровые - вселяют интерес и азарт;
- Приемы развития критического мышления - учат анализировать, сопоставлять факты, делать выводы;
- Проблемные - стимулируют поиск решений.
Рассмотрим некоторые наиболее действенные приемы поподробнее.
Креативные авторские приемы педагогов
С появлением новых технологий, изменением запросов учеников, педагоги проявляют все большую креативность в поиске эффективных решений. Рождается множество авторских нестандартных приемов, которые реально "цепляют" детей, вовлекая в учебный процесс.
Один из ярких примеров - прием "Фантастическая добавка", предложенный А.В. Хуторским. Суть в том, чтобы в обычную ситуацию или пример добавить элемент необычного - персонаж фантастики или литературы. Это моментально привлекает внимание и запускает воображение. При этом активизируется мыслительная деятельность по сопоставлению реального и вымышленного.
Другой популярный авторский прием - "Бег ассоциаций". Ученики по заданному слову или теме должны как можно быстрее называть любые ассоциации. Этот творческий "мозговой штурм" отлично подходит для введения в тему, актуализации знаний, повторения в игровой форме.
Подобные неординарные ходы - отличный способ разрушить шаблоны, посмотреть на задачу под новым углом и в конечном итоге - добиться лучшего понимания и запоминания материала учениками.
Прием "Коллекционер" для межпредметных связей
Еще один любопытный прием, который можно рекомендовать, - "Коллекционер". Его суть в том, чтобы научить детей находить применение полученным на одном предмете знаниям и умениям при изучении других дисциплин.
Например, навыки работы с текстом, полученные на уроках литературы, пригодятся на истории, биологии, географии. Умение выстраивать причинно-следственные связи, развиваемое математикой, поможет объяснить химические или физические процессы. Так ученики осознают, что знания - это не сумма разрозненных фактов по предметам, а единая система.
Для реализации приема "Коллекционер" можно использовать такие этапы:
- Постановка задачи - найти межпредметные связи с определенной темой;
- Сбор "коллекции" решений в группах;
- Презентация наработок, обсуждение и выбор лучших.
Технология развития критического мышления
Отдельного упоминания заслуживает технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Цель этого подхода - научить работать с информацией: анализировать текст, выделять главное, формулировать вопросы и собственное мнение.
Одним из базовых приемов РКМЧП является "Чтение с пометками". Ученики делают разноцветные пометки прямо в тексте конспекта или книги, что позволяет структурировать информацию и контролировать понимание.
Этот эффективный прием формирует полезные навыки работы с информацией и развивает учебную самостоятельность.
Интегративный подход в обучении
Еще одно перспективное направление, активно применяющееся в современной школе, - интегративное обучение. Суть этого подхода - в межпредметных связях, синтезе знаний из разных дисциплин для решения учебных задач.
Основные черты приемов интегративного обучения:
- Комплексное рассмотрение объекта, явления с позиций разных наук;
- Выявление и использование межпредметных связей;
- Прикладная, практико-ориентированная направленность деятельности.
Такой подход позволяет дать ученикам целостное представление о мире и лучше подготовить к решению жизненных задач.
Кейс-технология и ее приемы
Еще один распространенный в педагогике метод, доказавший свою результативность, - технология кейсов или кейс-студия.. Ее суть - в анализе реальных практических ситуаций-кейсов и поиске оптимальных решений.
Этапы работы с кейсом таковы:
- Знакомство с ситуацией, сбор данных;
- Анализ информации, поиск альтернатив;
- Выбор оптимального решения, его презентация и экспертиза.
Модульное обучение
Еще один современный и гибкий подход - модульное обучение. Его суть в том, что учебный материал делится на отдельные функциональные узлы-модули. Каждый из них может включать разнообразные методы и формы работы.
Например, структура модульного урока может сочетать такие элементы:
- Дискуссия по проблеме;
- Мини-лекция учителя;
- Письменное задание на закрепление;
- Работа с видеороликом;
- Рефлексия по итогам.
Такая вариативность позволяет учитывать разные стили восприятия, поддерживать внимание и интерес обучающихся.
Коллективно-взаимное обучение
Хороший эффект дает и технология коллективно-взаимного обучения. Ее характерные черты:
- Активный обмен знаниями и идеями в группе;
- Дискуссия и выработка общего решения;
- Взаимопомощь и поддержка в коллективе.
Такая практика развивает коммуникативные умения, позволяет посмотреть на задачу с разных позиций, создает ситуацию успеха для каждого.
Критерии выбора приемов обучения
Что же нужно учитывать при выборе того или иного приема? Влияют следующие факторы:
- Цели и тема занятия;
- Возраст учеников;
- Уровень их подготовки;
- Временные рамки;
- Технические и методические возможности.
Опираясь на эти критерии, педагог принимает взвешенное решение о том, какие приемы применить - словесные, наглядные или практические, индивидуальные или для групповой работы.
Творческий подход к приемам обучения
Конечно, готовых рецептов и жестких схем тут быть не может - каждый класс и педагог уникальны. Проявляя творчество, учителя создают и опробуют различные авторские приемы. И те из них, что реально "работают", заслуживают распространения и внедрения в широкую практику.
Рекомендации по применению приемов
Чтобы педагогические приемы действительно приносили пользу, стоит учитывать несколько важных моментов:
- Не перегружать уроки разными приемами, чередовать их;
- Адаптировать сложность подготовки класса;
- Давать время на обратную связь и рефлексию.
К примеру, если новый материал изучается при помощи кейс-технологии в игровой форме, то закрепление лучше проводить с использованием стандартных методов - фронтального опроса, проверочной работы.
Активные методы обучения
Хороший эффект дают активные методы, вовлекающие учеников в практическую деятельность. Например:
- Ролевые и деловые игры;
- Тренинги и мастер-классы;
- Мини-проекты и презентации;
- "Мозговые штурмы".
Такие приемы развивают заинтересованность ребят, позволяют применить изученное на практике. Главное - четко ставить цели, регламентировать время и обсуждать итоги.
Контроль и оценка результатов
Чтобы понять, насколько выбранные приемы результативны, нужны систематический контроль и оценка. Можно использовать такие методы:
- Тестирование до и после занятия;
- Проверка практических навыков;
- Рефлексия, обратная связь от учеников.
Сравнивая итоги, становится понятно, приносят ли конкретные приемы реальную пользу или стоит скорректировать подход.
Выбор оптимальных приемов
Итак, какие же приемы выбрать, чтобы обучение было по-настоящему эффективным? На наш взгляд, стоит обратить внимание на:
Интерактивные приемы
Эффективный способ активизировать учеников - использование интерактивных приемов. В их арсенале:
- Работа в парах или группах;
- Ролевые игры;
- Кейс-студия (анализ конкретных ситуаций);
- "Мозговой штурм";
- Дискуссии и дебаты.
Такие приемы развивают коммуникативные навыки, умение вырабатывать командное решение, аргументировать свою позицию. Групповая и игровая деятельность также повышает мотивацию школьников, позволяет им проявить себя, принять активное участие в учебном процессе.
Приемы развития креативности
"Фантастическая добавка", "Бег ассоциаций", ТРИЗ, метод фокальных объектов - эти и другие креативные приемы направлены на развитие творческого нестандартного мышления.
Они учат видеть задачу под новым углом зрения, находить оригинальные решения. Это особенно ценно в современных условиях, когда востребованы люди, способные гибко и креативно мыслить.
Игровые приемы
Увлекательным инструментом для всех возрастов остаются игровые формы и методы - викторины, квесты, конкурсы, эстафеты. Если дозировать их правильно, они добавляют обучению драйва, азарта, помогают лучше и быстрее усваивать знания.
Геймификация при этом может касаться как целого занятия, так и отдельных этапов - введения в тему, объяснения, закрепления или повторения материала. Такая игропрактика делает учебный процесс интересным и увлекательным.
Приемы разноуровневого обучения
В классах часто встречается пестрый состав учеников с разным уровнем возможностей и мотивации. Чтобы дать возможность продвигаться всем в своем темпе, с учетом индивидуальных особенностей, стоит применять приемы разноуровневого обучения.
Среди них:
- Дифференциация заданий;
- Вариативные формы работы;
- Группы поддержки для отстающих;
- Усложненные задачи для продвинутых.
Такой гибкий подход обеспечивает успех для каждого на оптимальном для него уровне.
Рефлексивные приемы
Наконец, чрезвычайно полезно применять рефлексивные приемы, помогающие ученикам осознавать и оценивать свою деятельность, анализировать эмоции и чувства.
Это могут быть такие формы, как:
- Анкеты обратной связи;
- Оценочные листы;
- "Дерево настроения";
- Эссе по итогам занятия.
Рефлексия повышает осознанность процесса учения, помогает в дальнейшем скорректировать подход для большей эффективности.