Насколько важно знать порядок оформления обходного листа при увольнении работника? Ответы на этот и другие актуальные вопросы вы найдете в нашей статье.
Обходной лист при увольнении: обязателен или нет
Вопрос о том, обязательно ли оформление обходного листа при увольнении работника или это право работодателя, до сих пор вызывает много споров.
Рассмотрим более подробно позицию Минтруда России и положения Трудового кодекса по этому вопросу.
Минтруд России в Письме от 16.09.2020 No 14-2/ООГ-14959 указал, что оформление (прохождение) обходного листа при увольнении работника не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.
Действительно, в ТК РФ отсутствуют какие-либо упоминания об обходном листе при увольнении. В статье 84.1 ТК РФ говорится лишь о необходимости ознакомления работника с приказом о расторжении трудового договора под роспись, выдаче ему надлежаще оформленной трудовой книжки и проведении полного расчета.
- об обходном листе как обязательном документе в ТК РФ не сказано
- процедура увольнения работника четко регламентирована, но без упоминания обходного листа
- эксперты подтверждают, что обходной лист при увольнении не является обязательным
Таким образом, исходя из буквы закона, работодатель не вправе обязывать работника заполнять и сдавать обходной лист при увольнении.
Когда все же оформление обходного листа необходимо
В то же время на практике многие компании все же используют обходные листы для фиксации возврата работниками материальных ценностей, документов и так далее.
Оформление обходного листа при увольнении может потребоваться в таких ситуациях:
- Для отдельных категорий работников это прямо предусмотрено ведомственными нормативными актами
- Если работник является материально ответственным лицом
- Если обходной лист предусмотрен локальными документами самой организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка)
При этом нужно учитывать следующие особенности:
- Работник не может быть принужден к заполнению обходного листа под угрозой дисциплинарных мер
- Отказ от обходного листа не является основанием для отказа в выдаче работнику трудовой книжки и расчета
Категория работников | Необходимость обходного листа |
Рядовые сотрудники | Нет |
Материально ответственные | Да |
Таким образом, для рядовых сотрудников, не являющихся матответственными лицами, обходной лист при увольнении по общему правилу не требуется.
Если по тем или иным причинам в вашей компании принято оформлять обходные листы при увольнении сотрудников, важно правильно организовать этот процесс.
Заполнять обходной лист при увольнении должен в первую очередь сам работник. Ему необходимо собрать подписи уполномоченных лиц о том, что у него нет задолженностей.
Структура и реквизиты обходного листа
Поскольку единой утвержденной формы обходного листа не существует, работодатель разрабатывает его самостоятельно. Рассмотрим основные рекомендации по структуре и содержанию этого документа.
- Обязательные реквизиты: Наименование документа Дата составления Сведения о работнике Дата увольнения работника
- Желательные реквизиты: Перечень подразделений и должностных лиц Место для подписей ответственных работников Указание на отсутствие (наличие) задолженностей
Пример табличной формы обходного листа при увольнении:
Подразделение | ФИО и должность | Подпись | Задолженность есть/нет |
Бухгалтерия | Главный бухгалтер Иванов И.И. | ||
IT-отдел | Начальник отдела Петров П.П. |
Часто при составлении обходных листов допускаются ошибки, которые могут повлечь за собой нарушение трудового законодательства.
Как хранить заполненные обходные листы
Заполненные работниками обходные листы рекомендуется хранить вместе с личными делами и иными документами по кадровому делопроизводству.
Сроки хранения обходных листов:
- 75 лет - для обходных листов уволенных работников, с которыми произошли несчастные случаи на производстве
- 50 лет - для обходных листов всех остальных уволенных сотрудников организации
При увольнении в связи с сокращением штата или ликвидацией организации процедура оформления обходного листа имеет свои особенности.