Работник при увольнении: нужен ли обходной лист и его оформление

Насколько важно знать порядок оформления обходного листа при увольнении работника? Ответы на этот и другие актуальные вопросы вы найдете в нашей статье.

Портрет озабоченного мужчины за рабочим столом

Обходной лист при увольнении: обязателен или нет

Вопрос о том, обязательно ли оформление обходного листа при увольнении работника или это право работодателя, до сих пор вызывает много споров.

Рассмотрим более подробно позицию Минтруда России и положения Трудового кодекса по этому вопросу.

Минтруд России в Письме от 16.09.2020 No 14-2/ООГ-14959 указал, что оформление (прохождение) обходного листа при увольнении работника не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.

Действительно, в ТК РФ отсутствуют какие-либо упоминания об обходном листе при увольнении. В статье 84.1 ТК РФ говорится лишь о необходимости ознакомления работника с приказом о расторжении трудового договора под роспись, выдаче ему надлежаще оформленной трудовой книжки и проведении полного расчета.

  • об обходном листе как обязательном документе в ТК РФ не сказано
  • процедура увольнения работника четко регламентирована, но без упоминания обходного листа
  • эксперты подтверждают, что обходной лист при увольнении не является обязательным

Таким образом, исходя из буквы закона, работодатель не вправе обязывать работника заполнять и сдавать обходной лист при увольнении.

Когда все же оформление обходного листа необходимо

В то же время на практике многие компании все же используют обходные листы для фиксации возврата работниками материальных ценностей, документов и так далее.

Оформление обходного листа при увольнении может потребоваться в таких ситуациях:

  1. Для отдельных категорий работников это прямо предусмотрено ведомственными нормативными актами
  2. Если работник является материально ответственным лицом
  3. Если обходной лист предусмотрен локальными документами самой организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка)

При этом нужно учитывать следующие особенности:

  • Работник не может быть принужден к заполнению обходного листа под угрозой дисциплинарных мер
  • Отказ от обходного листа не является основанием для отказа в выдаче работнику трудовой книжки и расчета
Категория работников Необходимость обходного листа
Рядовые сотрудники Нет
Материально ответственные Да

Таким образом, для рядовых сотрудников, не являющихся матответственными лицами, обходной лист при увольнении по общему правилу не требуется.

Если по тем или иным причинам в вашей компании принято оформлять обходные листы при увольнении сотрудников, важно правильно организовать этот процесс.

Заполнять обходной лист при увольнении должен в первую очередь сам работник. Ему необходимо собрать подписи уполномоченных лиц о том, что у него нет задолженностей.

Вид сверху на рабочий стол с бумагами и ручкой

Структура и реквизиты обходного листа

Поскольку единой утвержденной формы обходного листа не существует, работодатель разрабатывает его самостоятельно. Рассмотрим основные рекомендации по структуре и содержанию этого документа.

  • Обязательные реквизиты: Наименование документа Дата составления Сведения о работнике Дата увольнения работника
  • Желательные реквизиты: Перечень подразделений и должностных лиц Место для подписей ответственных работников Указание на отсутствие (наличие) задолженностей

Пример табличной формы обходного листа при увольнении:

Подразделение ФИО и должность Подпись Задолженность есть/нет
Бухгалтерия Главный бухгалтер Иванов И.И.
IT-отдел Начальник отдела Петров П.П.

Часто при составлении обходных листов допускаются ошибки, которые могут повлечь за собой нарушение трудового законодательства.

Как хранить заполненные обходные листы

Заполненные работниками обходные листы рекомендуется хранить вместе с личными делами и иными документами по кадровому делопроизводству.

Сроки хранения обходных листов:

  • 75 лет - для обходных листов уволенных работников, с которыми произошли несчастные случаи на производстве
  • 50 лет - для обходных листов всех остальных уволенных сотрудников организации

При увольнении в связи с сокращением штата или ликвидацией организации процедура оформления обходного листа имеет свои особенности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.