Гидротрансформатор: принцип работы, устройство и особенности

Гидротрансформатор – удивительное изобретение инженерной мысли, позволившее автопроизводителям сделать управление автомобилем значительно более комфортным и приятным. Давайте разберемся в устройстве этого механизма, принципах его работы и особенностях применения в автоматических трансмиссиях.

История создания гидротрансформатора

Впервые идея использования циркулирующей жидкости для плавной передачи крутящего момента была запатентована немецким инженером Германом Феттингером в 1905 году. Изобретение получило название "гидромуфта" и стало активно применяться в судостроении, локомотивостроении и производстве автобусов.

А вот на легковых автомобилях гидравлические муфты впервые появились только в 1930-х годах. Первопроходцем здесь стала американская компания General Motors, выпустившая в 1939 году модель Oldsmobile с автоматической коробкой передач, оснащенной гидротрансформатором.

Гидротрансформатор в разрезе

Основные компоненты гидротрансформатора

Любой гидротрансформатор состоит из нескольких ключевых компонентов:

  • Насосное колесо – жестко соединяется с коленчатым валом двигателя и передает вращение;
  • Турбинное колесо – жестко соединено с первичным валом коробки передач;
  • Реакторное колесо – изменяет направление потока жидкости;
  • Корпус – герметичный кожух, в котором размещаются все колеса;
  • Рабочая жидкость, циркулирующая между колесами.

Все перечисленные компоненты выполняют строго определенные функции и обеспечивают работу гидротрансформатора как единого механизма.

Принцип работы гидротрансформатора принцип работы

Принцип работы гидротрансформатора основан на использовании энергии потока циркулирующей жидкости для плавной и бесступенчатой передачи крутящего момента между ведущим и ведомым валами.

При вращении насосного колеса, жестко связанного с коленчатым валом двигателя, создается интенсивный поток рабочей жидкости. Этот поток устремляется на лопасти турбинного колеса, заставляя его вращаться.

Далее поток поступает в реакторное колесо, где происходит его разворот. Возвращаясь обратно в насосное колесо, ускоренный поток создает дополнительный крутящий момент.

Таким образом, движущая сила передается от двигателя к трансмиссии при помощи кинетической энергии циркулирующей в замкнутом контуре жидкости, без использования жестких механических связей.

По мере разгона автомобиля скорость вращения турбинного колеса выравнивается с насосным. В этот момент гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты с минимальным проскальзыванием колес и фиксированным коэффициентом трансформации.

Рычаг АКПП

КПД и коэффициент трансформации

Основные технические характеристики гидротрансформатора – это коэффициент полезного действия и коэффициент трансформации.

Параметр Обозначение Значение
Коэффициент трансформации K 2,0...2,5
КПД ή 0,7...0,9

Из таблицы видно, что КПД гидротрансформатора существенно ниже, чем у механической передачи. Это связано с потерями на внутреннее трение жидкости.

Зато коэффициент трансформации позволяет на начальном этапе увеличить крутящий момент в 2-2,5 раза за счет динамического напора потока.

Достоинства гидротрансформаторов

Несмотря на более низкий КПД по сравнению с механической передачей, гидротрансформаторы имеют целый ряд преимуществ:

  1. Обеспечивают плавность хода автомобиля за счет отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией;
  2. Позволяют осуществлять пуск двигателя с включенной передачей и стоящим автомобилем;
  3. Являются надежной защитой от перегрузок для хрупких деталей коробки передач;
  4. Автоматически изменяют передаточное число в зависимости от нагрузки на ведущих колесах.

Благодаря этим качествам управление автомобилем становится значительно проще и комфортнее по сравнению с механической коробкой передач.

Недостатки гидротрансформаторов

Основные недостатки гидротрансформаторов вытекают из его конструктивных особенностей:

  • Более низкий КПД, особенно на высоких оборотах, по сравнению с механической передачей;
  • Потери мощности и динамики автомобиля из-за буксования в гидротрансформаторе.

Для решения этих проблем был разработан специальный механизм блокировки, фактически объединяющий гидротрансформатор и классическое сцепление в одном устройстве.

Режим блокировки гидротрансформатора

Для повышения КПД на высоких оборотах в конструкцию гидротрансформатора интегрирован механизм блокировки, позволяющий жестко соединить насосное и турбинное колеса.

Блокировка осуществляется с помощью фрикционной муфты, управляемой гидравлическим приводом под давлением трансмиссионной жидкости. По команде блока управления муфта включается и блокирует вращение турбинного колеса относительно насосного.

В режиме полной блокировки вся мощность передается напрямую, без проскальзывания в жидкости. Это повышает динамику и топливную эффективность автомобиля на скоростном режиме.

Режим управляемого пробуксовывания

Помимо полной блокировки, современные гидротрансформаторы могут работать в режиме частичного проскальзывания фрикционов муфты.

В этом случае происходит комбинированная передача крутящего момента: одновременно через механическую связь и за счет динамического напора циркулирующей жидкости.

Такой режим позволяет сохранить плавность хода на разгоне и добиться лучшей динамики по сравнению с чисто гидродинамической передачей.

Требования к рабочей жидкости

Рабочая жидкость играет ключевую роль в работе гидротрансформатора, обеспечивая передачу крутящего момента от насосного колеса к турбинному.

Основные требования к трансмиссионным жидкостям для гидротрансформатора:

  • Низкая вязкость для эффективной циркуляции в замкнутом контуре;
  • Высокие смазочные свойства;
  • Стабильность характеристик в широком диапазоне температур и давлений.

Применение жидкостей ненадлежащего качества приводит к преждевременному износу и выходу гидротрансформатора из строя.

Диагностика гидротрансформатора

Основные неисправности гидротрансформатора:

  1. Износ элементов муфты блокировки;
  2. Утечки рабочей жидкости;
  3. Повреждение подшипников насосного, турбинного или реакторного колеса.

Признаки неисправностей гидротрансформатора

Наиболее характерные признаки неполадок гидротрансформатора:

  • Толчки и вибрация при трогании и разгоне;
  • Повышенный шум при работе двигателя на холостом ходу;
  • Проскальзывание при включении блокировки;
  • Утечка масла через уплотнения.

Подобные симптомы свидетельствуют об износе или повреждении внутренних компонентов гидротрансформатора и требуют диагностики в специализированном сервисе.

Методы диагностики гидротрансформатора

Для выявления неисправностей гидротрансформатора применяют следующие методы:

  1. Внешний осмотр на наличие подтеков масла;
  2. Проверка вибрации корпуса при работающем двигателе;
  3. Измерение давления и расхода жидкости;
  4. Оценка эффективности блокировки тестером-сканером.

По результатам диагностики определяется наличие дефектов, степень износа и дальнейшая работоспособность гидротрансформатора.

Ремонт гидротрансформатора

При значительном износе или поломке производится ремонт гидротрансформатора с заменой вышедших из строя деталей.

Типовой объем работ по ремонту:

  • Полная разборка механизма;
  • Замена изношенных подшипников и уплотнений;
  • Притирка контактных поверхностей блокировочной муфты;
  • Сборка гидротрансформатора и испытания.

Качественно выполненный ремонт полностью восстанавливает работоспособность и ресурс устройства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.