Процесс обучения — это постоянное развитие и совершенствование знаний. Давайте разберемся, как эффективно использовать его возможности.
Сущность процесса обучения
Процесс обучения это целенаправленное взаимодействие педагога и учеников, в результате которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.
Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию,
- писала Г.И. Щукина.
Основными характеристиками процесса обучения являются:
- целенаправленность на результат;
- систематичность и последовательность;
- взаимосвязь с воспитанием;
- опора на активную познавательную деятельность;
- учет индивидуальных особенностей обучаемых.
Целями процесса обучения это передача определенной системы знаний и формирование соответствующих умений и навыков у обучаемых. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
- стимулирование познавательной активности;
- организация осознанной деятельности по овладению знаниями;
- развитие мышления и способностей учащихся;
- формирование мотивации к обучению;
- воспитание личностных качеств.
В соответствии со своим назначением, процесс обучения выполняет несколько важных функций:
- Образовательная - формирование знаний, умений и навыков;
- Воспитательная - развитие личностных качеств;
- Развивающая - совершенствование умственных способностей;
- Мотивационная - формирование познавательных интересов и потребностей.
Для успешной реализации этих функций необходимо придерживаться определенных принципов организации процесса обучения:
- научности содержания и методов;
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- связи теории с практикой;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Процесс обучения имеет определенную структуру, включающую следующие основные элементы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление и запоминание;
- закрепление полученных знаний на практике;
- применение знаний для решения новых задач;
- контроль и оценка результатов обучения.
В настоящее время для процесса обучения характерны следующие тенденции развития:
- переход к личностно-ориентированному подходу;
- использование информационных технологий;
- расширение самостоятельной работы учащихся;
- внедрение инновационных методов обучения.
Таким образом, процесс обучения это комплексное явление со своими целями, функциями и особенностями, позволяющее эффективно осуществлять усвоение знаний и развитие личности.
Законы и закономерности процесса обучения
Процесс обучения подчиняется определенным законам и закономерностям. К основным законам относятся:
- Закон социальной обусловленности - цели и содержание обучения определяются потребностями общества;
- Закон взаимосвязи обучения и развития личности - в процессе обучения происходит всестороннее развитие способностей и личностных качеств;
- Закон единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- Закон единства теоретических знаний и их практического применения.
Закономерности процесса обучения - это проявление действия его законов в конкретных педагогических условиях. К ним относятся:
- обусловленность содержания и методов обучения закономерностями усвоения знаний;
- взаимосвязь коллективных и индивидуальных форм обучения;
- единство чувственного восприятия и логического осмысления;
- взаимосвязь оценки результатов и стимулирования активности.
Понимание этих законов и закономерностей помогает педагогу правильно организовать процесс обучения, сделать его эффективным и результативным.
Методы обучения
Важнейшим элементом организации процесса обучения является выбор методов. Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач образования.
Традиционно методы обучения делятся на 3 группы:
- Пассивные - лекция, рассказ, показ;
- Активные - беседа, упражнения, практические работы;
- Интерактивные - дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод.
Выбор методов зависит от:
- целей и задач обучения;
- возраста и подготовленности обучающихся;
- характера учебного материала;
- временных ресурсов.
Сочетание разных методов в учебном процессе усиливает результат.
Формы организации обучения
Формы обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Различают индивидуальные, групповые и коллективные формы.
Формы организации обучения
Формы обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Различают индивидуальные, групповые и коллективные формы.
- Индивидуальные - консультация, самостоятельная работа. Позволяют учитывать особенности и темп каждого ученика.
- Групповые - работа в малых группах, звеньях. Способствуют развитию коммуникативных навыков.
- Коллективные - урок, семинар, конференция. Дают возможность одновременно обучать большое число учащихся.
Выбор форм зависит от дидактических целей, возраста обучаемых, материально-технических условий. Эффективно их сочетание.
Средства активизации обучения
Для повышения результативности процесса обучения применяются специальные активизирующие средства:
- Технические средства - компьютеры, мультимедиа;
- Дидактические материалы - раздаточный материал, карточки;
- Игровые технологии - ролевые, деловые игры;
- Творческие задания - эссе, презентации, проекты;
- Практическая деятельность - лабораторные и полевые занятия;
- Мотивационные средства - поощрение, соревнование.
Их применение активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся, повышает интерес к занятиям, усиливает усвоение материала.
Контроль в процессе обучения
Важная роль в процессе обучения принадлежит контролю - проверке и оценке знаний, умений и навыков обучаемых. Функции контроля:
- Образовательная - выявление степени усвоения;
- Воспитательная - побуждение к активности;
- Развивающая - стимулирование мышления;
- Управляющая - коррекция процесса обучения.
Основные методы контроля:
- Устный опрос;
- Письменная проверка;
- Тестирование;
- Практическая проверка.
Их сочетание дает объективную информацию для анализа и совершенствования процесса обучения.