Процесс обучения — это непрерывное движение к цели

Процесс обучения — это постоянное развитие и совершенствование знаний. Давайте разберемся, как эффективно использовать его возможности.

Сущность процесса обучения

Процесс обучения это целенаправленное взаимодействие педагога и учеников, в результате которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.

Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию,

- писала Г.И. Щукина.

Основными характеристиками процесса обучения являются:

  • целенаправленность на результат;
  • систематичность и последовательность;
  • взаимосвязь с воспитанием;
  • опора на активную познавательную деятельность;
  • учет индивидуальных особенностей обучаемых.

Целями процесса обучения это передача определенной системы знаний и формирование соответствующих умений и навыков у обучаемых. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

  1. стимулирование познавательной активности;
  2. организация осознанной деятельности по овладению знаниями;
  3. развитие мышления и способностей учащихся;
  4. формирование мотивации к обучению;
  5. воспитание личностных качеств.

В соответствии со своим назначением, процесс обучения выполняет несколько важных функций:

  • Образовательная - формирование знаний, умений и навыков;
  • Воспитательная - развитие личностных качеств;
  • Развивающая - совершенствование умственных способностей;
  • Мотивационная - формирование познавательных интересов и потребностей.

Для успешной реализации этих функций необходимо придерживаться определенных принципов организации процесса обучения:

  • научности содержания и методов;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и посильности;
  • связи теории с практикой;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Процесс обучения имеет определенную структуру, включающую следующие основные элементы:

  1. восприятие учебного материала;
  2. его осмысление и запоминание;
  3. закрепление полученных знаний на практике;
  4. применение знаний для решения новых задач;
  5. контроль и оценка результатов обучения.

В настоящее время для процесса обучения характерны следующие тенденции развития:

  • переход к личностно-ориентированному подходу;
  • использование информационных технологий;
  • расширение самостоятельной работы учащихся;
  • внедрение инновационных методов обучения.

Таким образом, процесс обучения это комплексное явление со своими целями, функциями и особенностями, позволяющее эффективно осуществлять усвоение знаний и развитие личности.

Учительница внимательно слушает ученицу в мягком свете после полудня

Законы и закономерности процесса обучения

Процесс обучения подчиняется определенным законам и закономерностям. К основным законам относятся:

  • Закон социальной обусловленности - цели и содержание обучения определяются потребностями общества;
  • Закон взаимосвязи обучения и развития личности - в процессе обучения происходит всестороннее развитие способностей и личностных качеств;
  • Закон единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
  • Закон единства теоретических знаний и их практического применения.

Закономерности процесса обучения - это проявление действия его законов в конкретных педагогических условиях. К ним относятся:

  1. обусловленность содержания и методов обучения закономерностями усвоения знаний;
  2. взаимосвязь коллективных и индивидуальных форм обучения;
  3. единство чувственного восприятия и логического осмысления;
  4. взаимосвязь оценки результатов и стимулирования активности.

Понимание этих законов и закономерностей помогает педагогу правильно организовать процесс обучения, сделать его эффективным и результативным.

Методы обучения

Важнейшим элементом организации процесса обучения является выбор методов. Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач образования.

Традиционно методы обучения делятся на 3 группы:

  • Пассивные - лекция, рассказ, показ;
  • Активные - беседа, упражнения, практические работы;
  • Интерактивные - дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод.

Выбор методов зависит от:

  1. целей и задач обучения;
  2. возраста и подготовленности обучающихся;
  3. характера учебного материала;
  4. временных ресурсов.

Сочетание разных методов в учебном процессе усиливает результат.

Утром в классе ученики работают самостоятельно и в группах при золотом освещении осенью

Формы организации обучения

Формы обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Различают индивидуальные, групповые и коллективные формы.

Формы организации обучения

Формы обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Различают индивидуальные, групповые и коллективные формы.

  • Индивидуальные - консультация, самостоятельная работа. Позволяют учитывать особенности и темп каждого ученика.
  • Групповые - работа в малых группах, звеньях. Способствуют развитию коммуникативных навыков.
  • Коллективные - урок, семинар, конференция. Дают возможность одновременно обучать большое число учащихся.

Выбор форм зависит от дидактических целей, возраста обучаемых, материально-технических условий. Эффективно их сочетание.

Средства активизации обучения

Для повышения результативности процесса обучения применяются специальные активизирующие средства:

  • Технические средства - компьютеры, мультимедиа;
  • Дидактические материалы - раздаточный материал, карточки;
  • Игровые технологии - ролевые, деловые игры;
  • Творческие задания - эссе, презентации, проекты;
  • Практическая деятельность - лабораторные и полевые занятия;
  • Мотивационные средства - поощрение, соревнование.

Их применение активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся, повышает интерес к занятиям, усиливает усвоение материала.

Контроль в процессе обучения

Важная роль в процессе обучения принадлежит контролю - проверке и оценке знаний, умений и навыков обучаемых. Функции контроля:

  • Образовательная - выявление степени усвоения;
  • Воспитательная - побуждение к активности;
  • Развивающая - стимулирование мышления;
  • Управляющая - коррекция процесса обучения.

Основные методы контроля:

  1. Устный опрос;
  2. Письменная проверка;
  3. Тестирование;
  4. Практическая проверка.

Их сочетание дает объективную информацию для анализа и совершенствования процесса обучения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.