Кинематическая вязкость масла: свойства, измерение, нормы

Моторное масло - жизненно важная жидкость для автомобиля. От качества масла напрямую зависит надежность и долговечность двигателя вашего автомобиля. Давайте разберемся, что представляет собой такой критический параметр, как кинематическая вязкость моторного масла, и почему правильный выбор вязкости при подборе масла имеет принципиальное значение.

1. Понятие вязкости моторного масла

Вязкость - это одно из важнейших свойств моторного масла. Оно характеризует текучесть масла и его способность создавать масляную пленку между трущимися поверхностями в двигателе.

Вязкость моторного масла — это свойство масла оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. При этом совершается работа, выделяющаяся в виде тепла в окружающее пространство. Другими словами — это внутреннее трение.

От оптимальной вязкости масла зависит:

  • Защита от износа деталей двигателя
  • Хорошая циркуляция масла по масляным каналам
  • Охлаждение и предотвращение перегрева двигателя
  • Экономия топлива за счет уменьшения трения

Различают два основных вида вязкости:

  1. Динамическая вязкость - характеризует силу внутреннего трения в масле при заданной температуре.
  2. Кинематическая вязкость - показатель скорости истечения масла через отверстия при высоких температурах.

На вязкость масла влияют такие факторы, как температура, давление, наличие примесей и степень износа двигателя.

2. Классификация моторных масел по вязкости

Для унификации характеристик разных марок масел используется классификация общества автомобильных инженеров SAE.

Стандарт SAE J300 разделяет масла на три сезонные категории:

  1. Зимние (W)
  2. Летние
  3. Всесезонные

Зимние масла SAE

Зимние масла обозначаются буквой W (winter) и подходят для эксплуатации в холодное время года. Они имеют пониженную вязкость и текучесть при низких температурах. К зимним относятся классы:

  • SAE 0W
  • SAE 5W
  • SAE 10W
  • SAE 15W
  • SAE 20W
  • SAE 25W

Чем ниже число перед W, тем лучше текучесть масла при отрицательных температурах. Например, 0W не будет густеть даже при -40°С.

Замена масла в автосервисе

Летние масла SAE

Летние масла SAE не имеют буквенного обозначения. К ним относят классы вязкости:

  • SAE 20
  • SAE 30
  • SAE 40
  • SAE 50
  • SAE 60

Такие масла рассчитаны на эксплуатацию при высоких температурах и обеспечивают лучшую защиту от износа. Однако зимой они значительно густеют и затрудняют запуск двигателя.

Моторные масла на полке магазина

Всесезонные масла SAE

Самые распространенные на данный момент масла с маркировкой типа SAE 5W-40, SAE 10W-30 и т.д. Они совмещают свойства зимних и летних масел и пригодны для эксплуатации при любых температурах.

Тип масла Температурный диапазон
5W-30 от -35 до +30°С
10W-40 от -25 до +40°С

Преимущество всесезонных масел в универсальности. Их можно заливать в автомобиль круглый год, не опасаясь последствий.

3. Значение кинематической вязкости масла

Кинематическая вязкость масла является критически важным фактором, определяющим защитные и эксплуатационные характеристики масла.

Кинематическая вязкость показывает вязкость масла при 100°C. Она напрямую влияет на толщину масляной пленки между трущимися деталями при рабочих температурах.

  • При слишком высокой вязкости пленка будет слишком толстой, что увеличит сопротивление и приведет к большему расходу топлива.
  • При слишком низкой вязкости пленка окажется недостаточной для разделения деталей, что вызовет усиленный износ.

Также кинематическая вязкость влияет на смазку и охлаждение двигателя. Слишком густое масло плохо циркулирует по каналам, а жидкое быстро стекает и не успевает отводить достаточно тепла.

Поэтому каждый автопроизводитель устанавливает допустимый диапазон кинематической вязкости масла для своих двигателей. К примеру, для дизельных двигателей оптимальная вязкость выше, чем для бензиновых.

Заявленные значения кинематической вязкости являются обязательным требованием, которое должно выполняться в течение всего срока службы масла.

Однако по мере эксплуатации масла их вязкость может значительно изменяться. Рассмотрим это подробнее.

4. Как определить вязкость моторного масла

Чтобы убедиться, что фактические показатели вязкости масла соответствуют заявленным нормам, существуют специальные лабораторные методы замеров.

Лабораторные методы замеров вязкости

Стандартным способом оценки динамической и кинематической вязкости масел являются испытания на вискозиметрах - специальных приборах, измеряющих скорость истечения жидкости через капиллярные трубки.

  • Для измерения кинематической вязкости масла используют капиллярные вискозиметры типа Уббелоде или ЦЭУ-1.
  • Динамическую вязкость замеряют ротационными вискозиметрами.

Такие приборы есть в специализированных аналитических лабораториях и сервисных центрах. Обычному автовладельцу доступ к ним закрыт.

Практические рекомендации по оценке вязкости

Однако опытный водитель и без приборов может заподозрить несоответствие фактической вязкости заявленным характеристикам. На это могут указывать такие факторы:

  • Повышенный расход топлива
  • Шумы и стуки при работе двигателя
  • Затрудненный запуск в холодную погоду
  • Перегрев двигателя

В таком случае имеет смысл сдать пробу масла в лабораторию для анализа его параметров.

5. Выбор моторного масла по вязкости

При подборе масла для автомобиля первым делом следует обращаться к рекомендациям производителя двигателя.

Каждый автоконцерн тщательно тестирует свои модели и определяет оптимальный класс вязкости масел для эффективной работы и максимального ресурса.

Рекомендованная вязкость может различаться для бензиновых и дизельных двигателей одного автопроизводителя. Например:

Марка авто Тип двигателя Рекомендуемая вязкость
ВАЗ-2115 Бензиновый 10W-40
УАЗ Патриот Дизельный 5W-30

Помимо вязкости по SAE, автопроизводители могут указывать соответствие спецификациям качества масел API, ACEA, JASO.

Критерии выбора масла индивидуально

При выборе масла важно учитывать климатические условия эксплуатации, возраст и техническое состояние двигателя.

  • Для новых и форсированных моторов лучше масла высшей группы качества.
  • Старым, изношенным двигателям будет достаточно масел стандартного уровня.
  • В суровых зимних условиях предпочтительны классы с более низкой температурой застывания.

6. Популярные марки масел с нужной вязкостью

На российском рынке представлен широкий ассортимент моторных масел от ведущих отечественных и зарубежных производителей.

Российские масла

Из отечественных марок стоит выделить:

  • "Лукойл": линейки "Люкс", "Супер", "Эксперт"
  • "Роснефть": масла "Магнит"
  • "Газпромнефть": серии G-Profi, G-Energy, G-Drive
  • ТНК: ТНК Revolux D1/D2/D3

Российские производители предлагают широкий модельный ряд масел различных классов вязкости - от 0W до 60 по SAE.

Импортные масла

Лидерами среди зарубежных брендов являются:

  • Shell (Helix, Formula, Rimula)
  • Mobil (Mobil 1, Extra)
  • Castrol (Edge, Magnetec, GTX)
  • Total (Quartz 9000, Rubia)

Ценовой диапазон импортных масел довольно широк - от бюджетных до премиальных серий.

Выбор оптимального соотношения цены и качества

Сравнивая различные марки, стоит обращать внимание не только на ценник, но и на декларируемые характеристики масел.

К примеру, более высокая цена премиальных масел Mobil 1 и Castrol обусловлена расширенным пакетом эксплуатационных свойств, допусками по спецификациям и стабильностью параметров в течение всего срока службы.

В то же время масла первого эшелона крупных производителей типа Лукойл Супер также гарантируют соблюдение всех необходимых норм вязкости и чистоты в заявленный интервал замены при более низкой цене.

Главное при выборе - ориентироваться на рекомендованный класс вязкости, а не погоняться за максимально высоким качеством ради галочки.

7. Контроль вязкости масла в процессе эксплуатации

После выбора подходящего моторного масла, важно следить за его состоянием в процессе эксплуатации автомобиля.

Факторы, влияющие на изменение вязкости

Со временем под воздействием высоких температур и загрязнений происходит постепенное разрушение присадок в масле, что приводит к снижению его вязкости.

На скорость этих процессов влияют:

  • Условия эксплуатации автомобиля
  • Качество и чистота топлива
  • Периодичность замены масла
  • Техническое состояние двигателя

Признаки падения вязкости масла

О снижении вязкости масла ниже нормы могут свидетельствовать:

  • Повышенный расход топлива
  • Шумность работы двигателя
  • Затрудненный пуск в холодную погоду

В таком случае следует отправить образец масла на анализ его параметров, включая кинематическую вязкость. И при необходимости заменить масло ранее рекомендованного срока.

8. Способы восстановления вязкости масла

Существует несколько вариантов восстановления эксплуатационных свойств отработанного моторного масла.

Самый распространенный способ - полная замена старого масла на свежее после предварительной очистки системы смазки жидкими промывочными составами.

Менее затратный, но менее эффективный вариант - использование специальных реагентов-восстановителей, которые вводятся в действующее масло для повышения его вязкости и чистоты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.