Педагогическая аксиология: новый взгляд на ценности образования

Педагогическая аксиология - новое междисциплинарное направление на стыке философии, психологии и педагогики, изучающее роль ценностей в образовании и воспитании. Давайте разберемся в основных понятиях, задачах и методах этой перспективной области знаний.

Определение и предпосылки возникновения педагогической аксиологии

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира. В рамках аксиологии анализируются такие феномены, как ценностные отношения, ценностная ориентация, ценностная установка, ценностный выбор.

Педагогическая аксиология применяет общие положения аксиологии для изучения процессов образования и воспитания. Она исследует ценностные основы педагогической деятельности, а также педагогическая аксиология методы трансляции ценностей подрастающему поколению.

Педагогическая аксиология может выступать как основа методологии современной педагогики и как основа новой философии образования.

Интерес к ценностной проблематике в философии возник в конце XIX века в трудах Брентано, Мейнонга, Г. Лотце и др. Однако термин "аксиология" появился только в 1902 г., когда французский философ П. Лапи выделил это направление в самостоятельную дисциплину.

Возникновение педагогическая аксиология педагогической аксиологии было обусловлено рядом факторов:

  • потребностью осмыслить гуманистические ценности в системе образования;
  • необходимостью обосновать образование как ценность и благо;
  • развитием личностно-ориентированного подхода в педагогике.

Основными задачами педагогическая аксиология педагогической аксиологии являются:

  1. исследование ценностных оснований педагогической теории и практики;
  2. разработка методов диагностики ценностных ориентаций;
  3. обоснование путей и средств трансляции базовых ценностей подрастающим поколениям.

Базовые понятия педагогической аксиологии

Рассмотрим основные понятия педагогическая аксиология педагогической аксиологии.

Ценностное сознание - высший уровень отражения ценностного отношения человека к окружающей действительности. Ценностное сознание обладает такими характеристиками, как рефлексивность, мотивационно-целевая направленность, активное оценивание.

Ценностные ориентации - одна из форм проявления ценностного сознания, заключающаяся в избирательном предпочтении и стремлении к определенным ценностям.

Ценностная позиция - устойчивая система отношений человека к ценностному миру, проявляющаяся в его поведении и поступках.

В педагогическая аксиология педагогической аксиологии выстраивается иерархия ценностей, на вершине которой находятся общечеловеческие (высшие) моральные ценности, такие как Истина, Добро, Красота. Затем идут ценности социальные (ценность человеческой жизни, справедливость) и личные (самореализация, комфорт). Такая иерархия позволяет выстроить согласованную систему ориентиров для воспитания и обучения.

Ценностные основы современного образования

С точки зрения педагогической аксиологии, современное образование должно базироваться на гуманистических ценностях, таких как ценность человека, ценность творчества, ценность свободного развития личности. Эти принципы заложены в основных международных документах об образовании.

Однако на практике существует множество подходов к определению базовых ценностей образования. Ряд исследователей считают такими ценностями знания, компетентность, конкурентоспособность. Другие делают акцент на нравственном развитии и воспитании гражданина. Третьи отстаивают необходимость ориентации только на интересы и потребности обучающегося.

Проблема выбора базовых ценностей образования остается открытой и дискуссионной.
Портрет размышляющего профессора философии

Методы формирования ценностных ориентаций обучающихся

Педагогическая аксиология предлагает следующие основные методы для формирования ценностных ориентаций:

  • Метод убеждения и разъяснения сущности той или иной ценности;
  • Методы стимулирования ценностного поведения (похвала, порицание, оценка поступков);
  • Методы, основанные на положительном примере и подражании авторитетным образцам.

Эти методы могут применяться как каждый в отдельности, так и комплексно для усиления эффекта. При этом важно учитывать возрастные, психологические, социокультурные особенности обучающихся.

Педагог как носитель образовательных ценностей

Ключевая роль в трансляции ценностей принадлежит педагогу, который выступает:

  • Носителем определенной системы ценностей;
  • Моделью ценностного отношения к миру;
  • Организатором ценностно-ориентированной образовательной среды.

Для реализации этих функций педагог сам должен обладать ценностным отношением к своей профессиональной деятельности, осознавать ее высокую миссию.

Выпускная церемония в университете

Проблемы внедрения ценностного подхода в образование

Несмотря на большой потенциал, идеи педагогической аксиологии пока недостаточно внедрены в реальную образовательную практику. Существует ряд проблем:

  • Сопротивление педагогического сообщества внедрению инновационных методик;
  • Недостаточная подготовка преподавательских кадров в области ценностного воспитания;
  • Сложность оценки результативности в сфере ценностного развития личности обучающихся.

Кроме того, существует разрыв между декларируемыми ценностями современного образования и реальным положением дел. Так, несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, на практике часто доминирует прагматический и утилитарный подход, ориентация на рыночный спрос.

Пути повышения аксиологической компетентности педагогов

Для того чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо:

  1. Ввести обязательную подготовку педагогов в области ценностно-ориентированного обучения и воспитания;
  2. Стимулировать самообразование педагогов в сфере аксиологии через webinars, видеолекции ведущих экспертов;
  3. Создать механизмы общественно-профессиональной экспертизы реализации ценностной составляющей образовательных программ.

Примеры успешного внедрения ценностного подхода

Несмотря на трудности, есть положительный опыт интеграции идей педагогической аксиологии в реальную практику.

Так, в ряде школ введены спецкурсы по изучению нравственных ценностей, духовного и культурного наследия. Это помогает учащимся осознанно формировать собственную ценностную картину мира.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.