Функции социальной рекламы: что они дают обществу

Социальная реклама играет важную роль в формировании ценностей и поведения людей. Она призвана решать острые общественные проблемы и привлекать внимание граждан к насущным вопросам. Но как именно социальная реклама влияет на общество? Давайте разберемся в ее функциях и возможностях.

Определение социальной рекламы

В российском законодательстве социальная реклама определяется как информация, направленная на достижение благотворительных и общественно полезных целей. В отличие от коммерческой рекламы, она не преследует цель стимулирования спроса на товары и услуги. Главная миссия социальной рекламы - гуманизация общества и формирование позитивных нравственных установок.

Исторический экскурс: социальная реклама в СССР

Социальная реклама зародилась еще в советские времена в виде агитационных плакатов. Ярким примером служат знаменитые плакаты Д.С. Моора «Ты записался добровольцем?» и «Родина-мать зовет!». Они призывали советских граждан вступать в ряды Красной армии и защищать родину от фашистских захватчиков.

«Все войны заканчиваются, а слава героев - нет!» - надпись на плакате «Слава героям отечественной войны!»

Такие плакаты не только пропагандировали идеологию советского государства, но и формировали у людей определенную систему ценностей: патриотизм, преданность делу коммунизма, готовность к самопожертвованию.

Современное состояние социальной рекламы в России

В настоящее время социальную рекламу в России заказывают как государственные организации, так и коммерческие компании в рамках своих социальных проектов. По данным исследования ВЦИОМ, в 2021 году социальную рекламу видели и запомнили 40% опрошенных россиян.

Темы современной российской социальной рекламы:

  • борьба с курением, алкоголизмом и наркоманией;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • безопасность на дорогах;
  • защита окружающей среды;
  • помощь социально незащищенным группам населения.

76% россиян считают, что социальная реклама нужна и положительно влияет на людей. Это говорит о потенциале дальнейшего развития социальной рекламы в нашей стране.

Виды социальной рекламы

Существует несколько основных видов социальной рекламы:

  1. Государственная - от имени органов власти;
  2. Общественная - от НКО и инициативных групп граждан;
  3. Корпоративная - в рамках социальной ответственности бизнеса.

Функции социальной рекламы могут проявляться по-разному в зависимости от вида рекламы. Рассмотрим их подробнее далее.

Государственная социальная реклама чаще носит информирующий и пропагандистский характер, продвигая ту или иную государственную политику. Например, реклама о необходимости уплаты налогов или прохождения военной службы.

Общественные организации в социальной рекламе стремятся привлечь внимание к конкретным проблемам и способам их решения. Это могут быть экологические, благотворительные, правозащитные проекты.

Коммерческие компании используют социальную рекламу для формирования имиджа социально ответственного бизнеса. Хотя зачастую преследуют и маркетинговые цели.

Целевая аудитория

В отличие от коммерческой рекламы, ориентированной на конкретные целевые сегменты, социальная реклама рассчитана на массового потребителя. Целевая аудитория социальной рекламы - это широкие слои населения: молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры.

Конкретные целевые группы могут выделяться в зависимости от тематики рекламы. Например, для профилактики наркомании - подростки и молодежь. Для пропаганды здорового образа жизни - люди среднего и старшего возраста. Для повышения финансовой грамотности - социально незащищенные слои населения.

Таким образом, социальная реклама стремится охватить все население, а не только отдельные группы, для решения важных общественных задач.

Портрет пожилого мужчины, смотрящего прямо в камеру мудрым и заботливым взглядом

Основные каналы и носители

Для донесения социальной рекламы до целевой аудитории используются различные каналы:

  • Телевидение - позволяет охватить широкую аудиторию
  • Радио - хорошо работает в условиях низкого внимания
  • Наружная реклама (билборды, постеры) - обеспечивает многократный охват в общественных местах
  • Интернет (соцсети, видеохостинги, медийная реклама) - позволяет точно таргетировать целевые группы

Креативный подход к использованию каналов тоже важен. Например, нанесение социальной рекламы на упаковки товаров, объекты городской инфраструктуры (остановки, урны).

Грамотный медиаплан, сочетающий различные каналы и носители, позволяет эффективно донести идеи социальной рекламы до аудитории.

Далее рассмотрим подробнее основные функции социальной рекламы и их проявление.

Коммуникационная функция

Функции социальной рекламы включают в себя коммуникационную функцию, которая заключается в установлении связи между различными субъектами посредством социальной рекламы.

Во-первых, социальная реклама позволяет осуществлять коммуникацию между ее заказчиками (государством, некоммерческими организациями, бизнесом) и целевой аудиторией. Например, государство через соцрекламу информирует граждан о важных инициативах или призывает к определенным действиям.

Во-вторых, некоммерческие организации используют социальную рекламу для коммуникации как с целевыми группами своих проектов, так и с госорганами для координации совместной работы.

В-третьих, коммерческие компании транслируют через соцрекламу свои ценности и принципы социальной ответственности.

Таким образом, коммуникационная функция социальной рекламы играет важную роль в налаживании взаимодействия между различными субъектами социальной деятельности и их целевыми аудиториями.

Информационная функция

Функции социальной рекламы включают информационную функцию, заключающуюся в донесении важных фактов и сведений до целевой аудитории.

К примеру, социальная реклама информирует о таких аспектах:

  • Существующие социальные проблемы, их масштабы и последствия;
  • Способы решения или профилактики социальных проблем;
  • Деятельность и услуги некоммерческих организаций;
  • Государственные программы и инициативы;
  • Статистические данные и факты, касающиеся значимых общественных вопросов.

Информирующая социальная реклама повышает осведомленность людей о положении дел в той или иной социальной сфере, что может подтолкнуть к активным действиям и вовлечению в решение общественных проблем.

Мотивирующая функция

Еще одна из важных функций социальной рекламы - мотивирующая функция, заключающаяся в побуждении людей к конкретным действиям, полезным для общества.

Этого можно достичь с помощью:

  • Эмоциональных образов, историй, пробуждающих в людях отзывчивость;
  • Призывов к конкретной помощи, участию, пожертвованиям;
  • Показа позитивных результатов от социально-ответственных действий;
  • Примера известных личностей, поддерживающих ту или иную социальную инициативу.

Примеры мотивирующей социальной рекламы: призыв сдать анализ на ВИЧ-инфекцию, участие в экологической акции по уборке мусора, помощь бездомным приютам и т.д.

Панорамный вид яркой муральной росписи на стене здания, изображающей детей разных национальностей, сажающих вместе деревья и цветы

Социализирующая функция

Социализирующая функция социальной рекламы проявляется в ее способности формировать определенную систему ценностей, моральные нормы и модели поведения в обществе.

Например, реклама, пропагандирующая ценность семьи, уважение к старшим, заботу о детях и т.д. Воздействует на мировоззрение людей и задает образцы поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.

Такая социальная реклама адресована прежде всего подрастающему поколению и призвана заложить положительные ценности на стадии социализации молодых граждан.

Легитимизирующая функция

Легитимизирующая функция социальной рекламы проявляется, когда госорганы используют ее для повышения доверия граждан к своим решениям и действиям.

Например, разъяснение через соцрекламу причин повышения тарифов или штрафов. Это помогает населению понять необходимость непопулярных мер и сформировать позитивное мнение о деятельности властей.

Таким образом достигается общественное одобрение и поддержка государственной политики - то есть ее легитимация.

Социоинтегрирующая функция

Еще одна важная функция социальной рекламы - социоинтегрирующая. Она заключается в способности социальной рекламы сплачивать общество для решения насущных проблем.

Например, реклама может призывать жителей города объединиться для участия в субботнике по уборке территории или сборе средств для лечения больного ребенка.

Такая реклама консолидирует граждан, повышает чувство сопричастности к общему делу. Люди начинают ощущать себя частью единого сообщества.

Социальная реклама также может укреплять общенациональное единство, например, в периоды испытаний или при угрозе внешней агрессии.

Культурно-воспитательная функция

Культурно-воспитательная функция социальной рекламы проявляется в распространении посредством рекламы норм культуры, эстетических ценностей, воспитании хорошего вкуса.

Пример - реклама музеев, театров, культурных центров; пропаганда чтения, занятий искусством, посещений учреждений культуры.

Такая реклама расширяет кругозор граждан, развивает их эстетический вкус, приобщает к культурному наследию общества.

Экономическая функция

Экономическая функция социальной рекламы проявляется в содействии решению острых социальных проблем, что ведет к снижению их экономического ущерба для общества.

Например, реклама о вреде курения и алкоголизма снижает затраты на лечение связанных заболеваний. А пропаганда бережливости ведет к экономии ресурсов.

Таким образом, социальная реклама приносит не только социальную, но и экономическую пользу обществу.

Политическая функция

Политическая функция социальной рекламы проявляется в использовании ее государством и политическими партиями для пропаганды своего курса, идей, привлечения сторонников.

Например, перед выборами партии размещают рекламу своих программ и достижений. А госорганы демонстрируют результаты своей работы.

Хотя такая реклама может носить манипулятивный характер, она также информирует граждан для осознанного политического выбора.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.