Средневековая философия - удивительный этап развития человеческой мысли, когда вера и разум шли рука об руку. Какие принципы лежали в ее основе и как они эволюционировали на протяжении почти тысячелетия?
Зарождение средневековой философии
Средневековая философия начала формироваться в V веке после падения Западной Римской империи. На ее становление оказали влияние несколько факторов:
- Распространение христианства в европейских странах.
- Упадок античной философской мысли.
- Сохранение элементов античной культуры в Византии.
В отличие от философии античности, опиравшейся на разум и критическое мышление, средневековая философия базировалась на вере и религиозных догматах. Ее главный принцип - теоцентризм.
Теоцентризм – это главный, определяющий принцип всей средневековой философии. Этот принцип говорит о том, что первопричиной всего сущего, доброго и прекрасного является Бог.
Согласно принципу теоцентризма, Бог является высшей реальностью, абсолютным совершенством и источником всякого бытия. Философы Средневековья рассматривали Бога как личность, обладающую разумом и волей. При этом его природа принципиально непознаваема для человеческого разума.
Креационизм и провиденциализм
Одним из ключевых принципов средневекового мировоззрения был креационизм - учение о сотворении мира Богом:
Креационизм - это учение о том, что вес существующее сотворено Богом из ничего по Его благой воле.
Этот принцип имел огромное значение для формирования средневековой картины мира. В отличие от античности, где мир мыслился как вечный и самодостаточный, христианские философы утверждали, что он сотворен Богом и полностью зависим от него.
С креационизмом тесно связан другой важный принцип - провиденциализм. Согласно ему, Бог не только сотворил мир, но и постоянно управляет им, направляя все события к предопределенной цели:
Принцип провиденциализма - утверждает, что всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение.
Вера в Божественное предопределение глубоко пронизывала сознание средневекового человека. Она находила отражение в литературе, живописи, даже в обыденной жизни людей того времени.
Однако представления о роли Бога в мире менялись по мере развития средневековой мысли. На смену жесткому провиденциализму раннего христианства пришло понимание бóльшей свободы человека в выборе своего жизненного пути.
Вера и разум: вечное противостояние
Один из вечных вопросов средневековой философии - соотношение веры и разума в познании мира. Уже в первые века христианства по этому поводу возникли острые дискуссии.
Так, Тертуллиан резко противопоставлял веру и философию, считая, что они несовместимы. По его мнению, истина открывается человеку только через Откровение и не нуждается в доказательствах разума.
Другой христианский мыслитель, Блаженный Августин, также отдавал приоритет вере. Однако он призывал использовать философию для толкования и рационального обоснования догматов христианской религии.
Этика христианского средневековья
Средневековая этика базировалась на моральных нормах, провозглашенных христианством. В ее основе лежали такие принципы, как этика долга, аскетизм, сотериологизм.
Под этикой долга подразумевалось безусловное следование моральному закону, установленному Богом. Человек рассматривался как существо, несущее ответственность за свои поступки перед Высшим Судьей.
Принцип аскетизма предполагал добровольный отказ от земных благ и телесных удовольствий. Цель аскетизма - очищение души для приближения к Богу. В общем понимании аскетизма целью может быть духовное развитие, освобождение от материальных привязанностей и достижение высшего состояния или спасения.
Человек и его душа в средневековой философии
Важное место в средневековых философских воззрениях занимала концепция человека и его души. Согласно принципу дуализма, выдвинутому Августином, человек состоит из двух субстанций - тела и души.
При этом душа мыслилась как вечная и божественная сущность, в отличие от тленного, смертного тела. Освобождение души от "оков" плоти считалось высшей целью человека.
Христианские добродетели
Важнейшими добродетелями, на которых строилась этика средневекового христианства, считались вера, надежда и любовь.
Христианская вера подразумевала абсолютное доверие Богу и следование его заповедям. Надежда была связана с верой в грядущие милость и спасение от Бога. Любовь рассматривалась как высшая ценность, основа христианской морали.
Линейное время и эсхатология
В средние века под влиянием христианства произошел переход от циклической модели времени к линейной. Согласно библейскому учению, мир имеет начало (сотворение), конкретную историю и конец (Страшный суд).
Эсхатологические идеи (учение о конце света) занимали важное место в средневековом сознании. Ожидание Второго пришествия Христа и Страшного суда нашло отражение в религиозных текстах, произведениях искусства.
Схоластика и университеты
На этапе развитой Схоластики (XII-XIV вв.) происходит частичный отход от жесткого религиозного догматизма раннего Средневековья. Фома Аквинский пытается примирить веру и знание, религию и науку.
Университеты становятся новыми центрами развития философской мысли. Однако и здесь сохраняются ограничения свободомыслия установками церкви.
Влияние средневековой философии
Несмотря на теоцентризм и религиозную направленность, средневековая философия внесла заметный вклад в развитие европейской культуры.
Она сохранила и преумножила античное философское наследие, заложила основы современной этики, эстетики, философии истории. Многие принципы средневекового мировоззрения актуальны и сегодня.
Роль символизма в средневековой культуре
Одной из важных особенностей средневекового мировоззрения был символизм - стремление найти за видимыми вещами скрытый духовный смысл.
Символическое значение придавалось числам, геометрическим фигурам, растениям, животным, явлениям природы. Эта традиция нашла отражение в богословских сочинениях, произведениях искусства, народных легендах и сказаниях.
Антропоцентрический поворот
В позднее Средневековье под влиянием урбанизации, развития ремесел и торговли постепенно происходит поворот к антропоцентризму - человек становится центром внимания.
Эта тенденция отразилась в возникновении жанров городской литературы, распространении портретной живописи, появлении интереса к "земной" стороне бытия.
Сословное деление общества
Несмотря на провозглашаемый христианством принцип равенства всех людей перед Богом, средневековое общество было строго иерархичным.
Высшие сословия (духовенство, знать) пользовались привилегиями и властью. Простолюдины были лишены многих прав, что вступало в противоречие с гуманистическими идеалами христианства.
Ереси и инквизиция
Ужесточение церковного контроля и преследование инакомыслия привели к возникновению религиозных ересей, нередко содержавших рациональное зерно.
Борьба церкви с ересями с помощью инквизиции зачастую принимала фанатичные формы и сопровождалась жестокими репрессиями. Это противоречило гуманизму христианского вероучения.