Антикризисный менеджмент представляет собой комплекс мер по выводу компании из кризиса и восстановлению ее жизнеспособности. В статье мы разберемся, что это такое и как работает антикризисное управление.
Сущность антикризисного управления
Антикризисный менеджмент можно определить как особый вид управления предприятием, направленный на его финансовое оздоровление, предотвращение банкротства, восстановление платежеспособности и конкурентоспособности.
Основными целями антикризисного управления являются:
- Быстрая стабилизация финансового состояния компании
- Восстановление прибыльности и конкурентоспособности
- Снижение риска банкротства
Для достижения этих целей антикризисный менеджмент опирается на такие ключевые принципы как:
- Своевременность реагирования
- Комплексный системный подход
- Быстрота и гибкость принятия решений
- Жесткий контроль их исполнения
"антикризисный менеджмент это" инструмент, благодаря которому можно эффективно справиться с возникшим кризисом в компании. К его основным инструментам относят:
- Финансовый анализ и бюджетирование
- Оптимизацию издержек
- Реструктуризацию активов
- Антикризисный PR и GR
Компаниям, успешно внедрившим систему антикризисного менеджмента, она дает следующие преимущества:
- Уменьшение ущерба от кризисов
- Более быстрое восстановление бизнеса
- Повышение гибкости и адаптивности
Причины кризисов в компаниях
Кризисные ситуации в деятельности предприятий могут возникать как под влиянием внешних факторов, так и внутренних.
К основным внутренним причинам относят:
- Ошибки стратегического менеджмента
- Неэффективный финансовый менеджмент
- Устаревшие бизнес-модели и технологии
- Некомпетентность руководства
- Высокие операционные риски и издержки
Внешние причины включают в себя:
- Резкие колебания курсов валют
- Спады и кризисы в экономике
- Изменение потребительского спроса и предпочтений
- Усиление госрегулирования бизнеса
- Появление новых технологий и бизнес-моделей у конкурентов
К числу наиболее распространенных ошибок менеджмента, которые приводят фирмы к кризисам, относятся:
- Неумение или нежелание меняться в ответ на изменение внешней среды
- Чрезмерное увлечение инновациями в ущерб основному бизнесу
- Нерациональное использование заемных средств
- Хроническое отставание от графика выполнения стратегических инициатив
Ярким примером кризиса, вызванного внутренними проблемами, может служить история крупнейшей сети видеопроката Blockbuster. Ее руководство недооценило потенциал онлайн-видеосервисов и проспало переход аудитории к цифровым форматам развлечений. В итоге компания обанкротилась, уступив рынок таким игрокам как Netflix и Apple TV.
Диагностика предкризисного состояния
Чтобы своевременно распознать надвигающийся кризис, руководству компании важно отслеживать определенные маркеры и анализировать текущие показатели деятельности фирмы.
К числу основных признаков предкризисного состояния относятся:
- Снижение объемов продаж и доходов
- Рост дебиторской задолженности
- Увеличение складских запасов готовой продукции
Для углубленного анализа текущей ситуации применяют такие методы как:
- Финансовый анализ с использованием коэффициентов рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и др.
- АВС-анализ ассортимента и клиентской базы
- Анализ бизнес-процессов компании
К показателям, сигнализирующим о высокой вероятности кризиса, относятся:
- Коэффициент текущей ликвидности ниже 2
- Рентабельность собственного капитала ниже среднеотраслевой
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже 0,1
На основании полученных данных финансового и управленческого анализа следует спрогнозировать дальнейшее развитие кризисных явлений при сохранении текущих тенденций.
Разработка антикризисной стратегии
После того как кризисные тенденции диагностированы, необходимо без промедления приступить к разработке стратегии антикризисного управления.
Ее миссия заключается в скорейшей стабилизации положения компании и недопущении ее банкротства путем реализации комплекса экстренных и долгосрочных мер финансово-экономического и организационного характера.
Конкретные цели антикризисного управления могут включать:
- Снижение издержек не менее чем на 15% в течение полугода
- Увеличение объема продаж на 10% к концу года
- Повышение ликвидности для исполнения текущих обязательств
В качестве стратегии могут быть выбраны:
- Стратегия сокращения и реструктуризации
- Инвестиционная стратегия модернизации и инноваций
- Комбинированная стратегия
Далее разрабатывается детальное пошаговое описание всех мероприятий по реализации этой стратегии с указанием сроков и ответственных.
Реализация антикризисных мероприятий
Антикризисный менеджмент - это последовательность шагов по стабилизации ситуации в компании и ее финансовому оздоровлению.
На первом этапе осуществляются следующие экстренные меры:
- Сокращение запасов для высвобождения оборотных средств
- Снижение расходов по персоналу и накладных расходов
- Переговоры с банками и основными кредиторами
Параллельно проводится комплекс мероприятий по оптимизации и повышению эффективности всех бизнес-процессов компании, в том числе:
- Реинжиниринг ключевых процессов
- Внедрение бережливого производства
- Автоматизация рутинных операций
Для улучшения финансового состояния используются такие инструменты как:
- Привлечение дополнительного финансирования
- Реструктуризация кредиторской задолженности
- Рефинансирование текущих кредитов
Антикризисное управление персоналом
Успех преодоления кризисных явлений в значительной степени зависит от вовлеченности в этот процесс сотрудников компании.
Для мотивации коллектива руководству важно доносить информацию о текущем положении компании и ходе антикризисных мероприятий, а также ставить работникам конкретные задачи по преодолению трудностей.
Оптимизация численности персонала может включать:
- Найм на ключевые позиции
- Перевод части сотрудников на неполную занятость
- Сокращение некритичных вакансий
Для снижения сопротивления изменениям эффективны такие методы как внутрикорпоративное обучение, наставничество, ротация кадров.
Взаимодействие с внешней средой в условиях кризиса
При высокой степени кризиса компании важно наладить конструктивный диалог со всеми группами внешних стейкхолдеров.
Взаимодействие с основными кредиторами и инвесторами должно быть первоочередной задачей, поскольку это определяет возможность получения финансовой поддержки со стороны.
Не менее важно в кризис отстраивать коммуникацию с регулирующими органами и профильными госструктурами для получения разного рода преференций, отсрочек, списаний задолженностей и пр.
Риски антикризисного процесса
На пути реализации мер по выводу компании из кризисного состояния подстерегает немало рисков и типичных ошибок.
К таким рискам, в частности, относятся:
- Неправильная диагностика первопричин кризиса
- Фрагментарность антикризисных мер без комплексного подхода
- Саботаж и сопротивление изменениям внутри команды.