Анализ видов управленческой деятельности: ключевые аспекты

Управленческая деятельность - важнейший элемент эффективного функционирования любой организации. Понимание ее сущности, видов и особенностей позволяет выстраивать рациональную систему управления. Давайте разберемся в ключевых аспектах управленческой деятельности.

Понятие управленческой деятельности

Управленческая деятельность - это вид профессиональной деятельности, связанный с руководством людьми в организациях. Она направлена на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Отличие управленческой деятельности от других видов заключается в ее интеллектуальном характере и опосредованности конечных результатов через труд других людей. Если рабочий или инженер создают материальный или информационный продукт собственным трудом, то менеджер достигает результата через организацию коллективной деятельности.

Основными целями управленческой деятельности являются:

  • обеспечение выполнения миссии и стратегии организации;
  • достижение высокой результативности;
  • повышение эффективности использования ресурсов;
  • создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Для реализации этих целей менеджер выполняет различные функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Основные виды управленческой деятельности

В зависимости от характера решаемых задач выделяют три основных вида управленческой деятельности.

Эвристическая деятельность

Эвристическая (творческая) деятельность связана с исследованием проблем, выработкой новых подходов, принятием решений. Она включает аналитические и проектные работы. Основные функции эвристической деятельности:

  • анализ ситуации и выявление проблем;
  • поиск альтернативных вариантов решения;
  • оценка вариантов и выбор оптимального;
  • планирование и прогнозирование.

Для эвристической деятельности характерны высокая доля творчества, неопределенность исходных данных, вариативность подходов.

Женщина-руководитель принимает решение

Административная деятельность

Административная деятельность связана с управлением персоналом организации. Она включает координацию, распорядительство, контроль. Основные функции административной деятельности:

  • организация процесса труда;
  • распределение задач и делегирование полномочий;
  • координация действий сотрудников;
  • контроль и оценка результатов;
  • корректировка действий подчиненных.

Для административной деятельности характерно четкое следование регламентам, должностным инструкциям, приказам.

Операторная деятельность

Операторная деятельность связана с выполнением типовых управленческих операций: ведение документации, сбор и обработка информации, проведение расчетов. Основные функции операторной деятельности:

  • документационное обеспечение управления;
  • информационно-аналитическая поддержка;
  • выполнение стандартных расчетов;
  • техническое обслуживание процесса управления.

Для операторной деятельности характерна четкая регламентация, исполнительность, низкая доля творчества.

Соотношение видов управленческой деятельности

Хотя виды управленческой деятельности обладают определенной самостоятельностью, на практике они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Эффективное управление предполагает оптимальную комбинацию этих видов деятельности применительно к конкретной ситуации. Например, на этапе принятия решений преобладает эвристическая составляющая, а на этапе его реализации - административная. При этом на всех этапах требуется информационно-аналитическое обеспечение как элемент операторной деятельности.

Также соотношение видов деятельности зависит от выполняемых функций менеджмента. Так, в планировании доля эвристики выше, чем в организации и контроле, где преобладает администрирование. Для эффективного управления важно найти оптимальный баланс между стратегическим видением, оперативным руководством и качественным информационным обеспечением. Этого можно достичь путем организационного и кадрового разделения труда.

Технологическое разделение управленческой деятельности

Под технологическим разделением понимают выделение устойчивых, повторяющихся операций и процедур, характерных для данного вида деятельности. В управленческой деятельности можно выделить такие типовые технологические процессы:

  • разработка управленческих решений;
  • делопроизводство;
  • информационно-аналитическая работа;
  • организация совещаний, переговоров и пр.

Для каждого процесса целесообразно разработать регламенты, инструкции, которые позволят выполнять типовые процедуры быстро и качественно.

Преимущества технологического разделения:

  • повышение эффективности за счет стандартизации;
  • снижение стоимости рутинных операций;
  • возможность автоматизации;
  • облегчение обучения персонала.

Таким образом, выделение технологических процессов в управленческой деятельности имеет большой рационализаторский потенциал.

Совещание в конференц-зале

Квалификационное разделение управленческой деятельности

Квалификационное разделение означает распределение функций между сотрудниками в соответствии с их должностью и квалификацией. Традиционно выделяют три основные группы:

  • руководители - определяют цели, стратегию, координируют работу;
  • специалисты - разрабатывают решения, обеспечивают информационную поддержку;
  • технические исполнители - выполняют документационные и технические операции.

Такое разделение позволяет эффективно распределить нагрузку и полномочия. Например, стратегические вопросы решает топ-менеджмент, текущие - линейные руководители, информационное обеспечение ведут аналитики и т.д.

Основные преимущества квалификационного разделения:

  • специализация сотрудников;
  • использование узких специалистов;
  • снижение перегрузки руководителей;
  • ускорение и повышение качества работ.

Таким образом, грамотное кадровое разделение труда является важным фактором роста эффективности управления.

Разделение управленческой деятельности по отношению к объекту управления

По отношению к объекту управления выделяют внешнюю и внутреннюю управленческую деятельность. Внешняя деятельность связана с руководством подчиненными структурами и персоналом. Внутренняя деятельность реализуется внутри аппарата управления организацией.

Хотя эти виды деятельности различаются по объекту, они тесно взаимосвязаны. Эффективность внешнего управления во многом зависит от слаженной внутренней работы аппарата управления. Поэтому организация рациональной внутриаппаратной деятельности является важной задачей менеджмента.

Разделение управленческой деятельности по уровням управления

По уровням управления различают стратегическую и оперативную деятельность:

  1. Стратегическая деятельность связана с долгосрочным планированием, выработкой миссии и генеральной цели организации. Ее осуществляет высший менеджмент.
  2. Оперативная деятельность направлена на текущее управление, реализацию планов и задач. Ее выполняют менеджеры среднего и низшего звена.

Хотя стратегическая и оперативная деятельность различаются масштабом задач, они тесно взаимосвязаны. Стратегические решения определяют направление для оперативной работы, а обратная связь от операционного уровня дает информацию для корректировки стратегии.

Интеграция различных видов управленческой деятельности

Несмотря на необходимость разделения труда, важно обеспечить интеграцию различных видов деятельности для достижения общих целей организации. Для этого применяются такие механизмы как:

  • координационные совещания;
  • система согласования документов;
  • информационное взаимодействие подразделений;
  • матричная структура управления.

Особая роль в интеграции принадлежит руководителю. Его задача - обеспечить синергию усилий всех участников процесса для достижения общего результата.

Пути повышения эффективности управленческой деятельности

Чтобы повысить эффективность управленческой деятельности, необходим комплексный подход, включающий:

  • Внедрение новых технологий управления на основе IT;
  • Оптимизация организационных процессов и процедур;
  • Повышение квалификации менеджеров;
  • Развитие корпоративной культуры;
  • Совершенствование мотивации персонала.

Реализация таких мероприятий требует стратегического видения, творческого подхода и слаженной работы всех уровней менеджмента. Эффективное управление возможно только при гармоничном сочетании всех видов управленческой деятельности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.