В 2024 году в России ожидается значительное ужесточение контроля за выбросами загрязняющих веществ и увеличение размера платы за превышение нормативов. Эти меры призваны стимулировать компании к внедрению передовых технологий очистки и снижению вредного воздействия на окружающую среду.
Основные положения об ужесточении платы за негативное воздействие к 2024 году
Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 года No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду является важным экономическим механизмом охраны природы в России. Она взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов.
Согласно поправкам, которые планируется ввести в 2024 году, предполагается значительно ужесточить требования к промышленным предприятиям в части охраны окружающей среды. В частности, будут повышены базовые ставки платы за загрязнение, увеличены штрафные коэффициенты за превышение установленных нормативов, а также сокращены льготы и освобождения от уплаты экологических платежей для ряда отраслей промышленности.
Основные цели предстоящей реформы:
- Стимулировать предприятия к снижению негативного воздействия на окружающую среду
- Способствовать внедрению новых технологий очистки выбросов и сточных вод
- Увеличить объем средств, направляемых предприятиями на природоохранные мероприятия
По прогнозам Минприроды России, наибольшее влияние нововведения окажут на предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, а также на химические и нефтехимические производства.
Изменения базовых ставок платы за загрязнение атмосферы, воды и почвы
В настоящее время ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ дифференцированно для каждого вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов. Например:
За выброс 1 тонны диоксида серы: | 357,4 руб. |
За сброс 1 тонны нитратов: | 83,4 руб. |
За размещение 1 тонны отходов II класса опасности: | 1549 руб. |
Согласно законопроекту, в 2024 году планируется повысить базовые ставки платы в среднем на 30-50%. К примеру, за выброс тонны диоксида серы ставка может вырасти до 500 рублей.
По оценкам экспертов, такое резкое повышение ставок в два-три раза по сравнению с мировой практикой может привести к существенному удорожанию продукции предприятий и потере их конкурентоспособности.
«Рост платы за выбросы должен быть плавным и обоснованным, чтобы не создавать шока для бизнеса», - считает директор Института проблем природопользования Иван Сидоров.
По его мнению, ставки должны стимулировать модернизацию производства, но не приводить к его сворачиванию.
Ужесточение штрафных коэффициентов за превышение нормативов выбросов и сбросов
Другим важным нововведением станет увеличение штрафных коэффициентов при расчете платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
В настоящее время за незначительное превышение установленных нормативов к базовым ставкам применяется коэффициент 1,25, а за существенное превышение - коэффициент 100.
С 2024 года предлагается ввести следующую шкалу штрафных коэффициентов:
- превышение до 30% - коэффициент 3
- превышение от 30% до 100% - коэффициент 10
- превышение более чем в 2 раза - коэффициент 150
Таким образом, при превышении норматива выбросов в 2 раза предприятие будет платить в 150 раз больше базовой ставки. По оценкам Минприроды, такие меры должны стимулировать компании к скорейшему снижению вредных выбросов и модернизации очистных сооружений.
Однако многие экологи считают, что резкое увеличение штрафных коэффициентов может привести к непредсказуемым последствиям для экономики.
«Необходим постепенный переход к жесткой системе штрафов, чтобы дать время предприятиям адаптироваться», - уверен директор Центра экологических инноваций Петр Иванов.
Ограничение льгот и освобождений от платы за загрязнение
На данный момент действует обширный перечень льгот и освобождений от экологических платежей для предприятий ряда отраслей. Например, не платят за размещение отходов V класса опасности горнодобывающие предприятия.
Согласно поправкам в законодательство, большинство подобных льготных режимов предполагается отменить. Исключение составят только те льготы, которые стимулируют внедрение наилучших доступных технологий и эффективных методов очистки.
К примеру, сохранится нулевая ставка платы за выбросы и сбросы в пределах утвержденных технологических нормативов. А вот льготы для предприятий угольной промышленности, вероятно, будут отменены.
По оценкам Минэкономразвития, отмена льгот приведет к дополнительным расходам для бизнеса в размере около 150 млрд рублей в год. Эксперты рекомендуют компаниям заранее предусмотреть эти расходы в финансовых планах.
Повышение ответственности за экологические правонарушения
Помимо увеличения платежей за загрязнение окружающей среды, также предусматривается существенное ужесточение ответственности за экологические правонарушения.
В частности, Минприроды разработало законопроект, предусматривающий:
- Увеличение размеров административных штрафов за загрязнение окружающей среды
- Введение новых видов административных наказаний - приостановка деятельности предприятия
- Ужесточение уголовной ответственности за экологические преступления
Кроме того, планируется расширение полномочий государственных инспекторов по охране природы, увеличение численности экологических служб и ужесточение требований к экологическому контролю на предприятиях.
По мнению юристов, новые меры ответственности могут существенно осложнить условия хозяйствования для ряда предприятий. В связи с этим компаниям рекомендуется провести внутренний экологический аудит и заранее принять меры по минимизации рисков.
Рекомендации предприятиям по подготовке к реформе платы за загрязнение
Для того чтобы снизить негативное влияние грядущих изменений в системе экологических платежей, компаниям рекомендуется заблаговременно провести комплекс мероприятий по подготовке.
Проведение экологического аудита
В первую очередь необходимо инициировать внутренний экологический аудит производства. Он позволит выявить текущие проблемные зоны, источники повышенных выбросов и сбросов, возможности оптимизации природоохранной деятельности.
Разработка планов модернизации
На основании результатов аудита следует составить конкретные планы мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и модернизации систем очистки выбросов и стоков.
Внедрение новых технологий
Одним из ключевых направлений является внедрение на предприятиях наилучших доступных технологий, позволяющих существенно сократить объем загрязняющих выбросов и сбросов.
Повышение экологической грамотности
Параллельно необходимо проводить обучение персонала вопросам охраны окружающей среды, правилам обращения с опасными отходами, способам минимизации экологического ущерба на рабочих местах.
Прогнозирование финансовых рисков
Важно заранее спрогнозировать объем дополнительных расходов компании, связанных с ростом экологических платежей и штрафов, чтобы учесть их при планировании бюджета и ценообразовании.
Взаимодействие с госорганами и общественностью
Наконец, важно наладить конструктивный диалог компаний с органами власти, природоохранными структурами, экологическими организациями и местным населением. Это позволит находить взаимоприемлемые решения и избегать репутационных рисков бизнеса в связи с ужесточением экологических требований.