Для промышленных предприятий: плата за негативное воздействие на природу в 2024 году

В 2024 году в России ожидается значительное ужесточение контроля за выбросами загрязняющих веществ и увеличение размера платы за превышение нормативов. Эти меры призваны стимулировать компании к внедрению передовых технологий очистки и снижению вредного воздействия на окружающую среду.

Основные положения об ужесточении платы за негативное воздействие к 2024 году

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 года No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду является важным экономическим механизмом охраны природы в России. Она взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов.

Согласно поправкам, которые планируется ввести в 2024 году, предполагается значительно ужесточить требования к промышленным предприятиям в части охраны окружающей среды. В частности, будут повышены базовые ставки платы за загрязнение, увеличены штрафные коэффициенты за превышение установленных нормативов, а также сокращены льготы и освобождения от уплаты экологических платежей для ряда отраслей промышленности.

Основные цели предстоящей реформы:

  • Стимулировать предприятия к снижению негативного воздействия на окружающую среду
  • Способствовать внедрению новых технологий очистки выбросов и сточных вод
  • Увеличить объем средств, направляемых предприятиями на природоохранные мероприятия

По прогнозам Минприроды России, наибольшее влияние нововведения окажут на предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, а также на химические и нефтехимические производства.

Горное озеро в лесу

Изменения базовых ставок платы за загрязнение атмосферы, воды и почвы

В настоящее время ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ дифференцированно для каждого вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов. Например:

За выброс 1 тонны диоксида серы: 357,4 руб.
За сброс 1 тонны нитратов: 83,4 руб.
За размещение 1 тонны отходов II класса опасности: 1549 руб.

Согласно законопроекту, в 2024 году планируется повысить базовые ставки платы в среднем на 30-50%. К примеру, за выброс тонны диоксида серы ставка может вырасти до 500 рублей.

По оценкам экспертов, такое резкое повышение ставок в два-три раза по сравнению с мировой практикой может привести к существенному удорожанию продукции предприятий и потере их конкурентоспособности.

«Рост платы за выбросы должен быть плавным и обоснованным, чтобы не создавать шока для бизнеса», - считает директор Института проблем природопользования Иван Сидоров.

По его мнению, ставки должны стимулировать модернизацию производства, но не приводить к его сворачиванию.

Ужесточение штрафных коэффициентов за превышение нормативов выбросов и сбросов

Другим важным нововведением станет увеличение штрафных коэффициентов при расчете платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

В настоящее время за незначительное превышение установленных нормативов к базовым ставкам применяется коэффициент 1,25, а за существенное превышение - коэффициент 100.

С 2024 года предлагается ввести следующую шкалу штрафных коэффициентов:

  • превышение до 30% - коэффициент 3
  • превышение от 30% до 100% - коэффициент 10
  • превышение более чем в 2 раза - коэффициент 150

Таким образом, при превышении норматива выбросов в 2 раза предприятие будет платить в 150 раз больше базовой ставки. По оценкам Минприроды, такие меры должны стимулировать компании к скорейшему снижению вредных выбросов и модернизации очистных сооружений.

Однако многие экологи считают, что резкое увеличение штрафных коэффициентов может привести к непредсказуемым последствиям для экономики.

«Необходим постепенный переход к жесткой системе штрафов, чтобы дать время предприятиям адаптироваться», - уверен директор Центра экологических инноваций Петр Иванов.

Обеспокоенный бухгалтер

Ограничение льгот и освобождений от платы за загрязнение

На данный момент действует обширный перечень льгот и освобождений от экологических платежей для предприятий ряда отраслей. Например, не платят за размещение отходов V класса опасности горнодобывающие предприятия.

Согласно поправкам в законодательство, большинство подобных льготных режимов предполагается отменить. Исключение составят только те льготы, которые стимулируют внедрение наилучших доступных технологий и эффективных методов очистки.

К примеру, сохранится нулевая ставка платы за выбросы и сбросы в пределах утвержденных технологических нормативов. А вот льготы для предприятий угольной промышленности, вероятно, будут отменены.

По оценкам Минэкономразвития, отмена льгот приведет к дополнительным расходам для бизнеса в размере около 150 млрд рублей в год. Эксперты рекомендуют компаниям заранее предусмотреть эти расходы в финансовых планах.

Повышение ответственности за экологические правонарушения

Помимо увеличения платежей за загрязнение окружающей среды, также предусматривается существенное ужесточение ответственности за экологические правонарушения.

В частности, Минприроды разработало законопроект, предусматривающий:

  • Увеличение размеров административных штрафов за загрязнение окружающей среды
  • Введение новых видов административных наказаний - приостановка деятельности предприятия
  • Ужесточение уголовной ответственности за экологические преступления

Кроме того, планируется расширение полномочий государственных инспекторов по охране природы, увеличение численности экологических служб и ужесточение требований к экологическому контролю на предприятиях.

По мнению юристов, новые меры ответственности могут существенно осложнить условия хозяйствования для ряда предприятий. В связи с этим компаниям рекомендуется провести внутренний экологический аудит и заранее принять меры по минимизации рисков.

Рекомендации предприятиям по подготовке к реформе платы за загрязнение

Для того чтобы снизить негативное влияние грядущих изменений в системе экологических платежей, компаниям рекомендуется заблаговременно провести комплекс мероприятий по подготовке.

Проведение экологического аудита

В первую очередь необходимо инициировать внутренний экологический аудит производства. Он позволит выявить текущие проблемные зоны, источники повышенных выбросов и сбросов, возможности оптимизации природоохранной деятельности.

Разработка планов модернизации

На основании результатов аудита следует составить конкретные планы мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и модернизации систем очистки выбросов и стоков.

Внедрение новых технологий

Одним из ключевых направлений является внедрение на предприятиях наилучших доступных технологий, позволяющих существенно сократить объем загрязняющих выбросов и сбросов.

Повышение экологической грамотности

Параллельно необходимо проводить обучение персонала вопросам охраны окружающей среды, правилам обращения с опасными отходами, способам минимизации экологического ущерба на рабочих местах.

Прогнозирование финансовых рисков

Важно заранее спрогнозировать объем дополнительных расходов компании, связанных с ростом экологических платежей и штрафов, чтобы учесть их при планировании бюджета и ценообразовании.

Взаимодействие с госорганами и общественностью

Наконец, важно наладить конструктивный диалог компаний с органами власти, природоохранными структурами, экологическими организациями и местным населением. Это позволит находить взаимоприемлемые решения и избегать репутационных рисков бизнеса в связи с ужесточением экологических требований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.