Крещение Руси князем Владимиром в 988 году — поворотный момент отечественной истории. Языческое государство превратилось в часть христианского мира. Личность Владимира Святославича, прозванного Красным Солнышком, до сих пор вызывает споры. Каким был этот неординарный правитель? Почему он выбрал именно византийское вероисповедание? Узнайте подробности биографии и деятельности князя, крестившего Русь.
Происхождение и ранние годы Владимира
Князь Владимир Святославич родился предположительно в 960 году. Точная дата и место его рождения неизвестны. По одной из версий, он появился на свет в селе Будятино под Псковом. Матерью Владимира была Малуша, происходившая из города Любеча. Она служила ключницей у княгини Ольги.
Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.
Отцом Владимира был великий князь Киевский Святослав Игоревич. Поскольку Малуша была простого происхождения, княгиня Ольга сослала ее в отдаленную вотчину. Там и родился будущий креститель Руси. Вскоре малолетнего Владимира отправили в Киев на воспитание к Ольге. За ним мог присматривать его дядя Добрыня, брат Малуши.
Юные годы Владимир провел в Новгороде. Здесь он собрал вокруг себя дружину из варягов. Саги рассказывают, что в Новгороде некоторое время жил будущий норвежский конунг Олаф Трюггвасон. Его мать бежала к князю Владимиру от убийц мужа. Так Олаф вырос при дворе Владимира и пользовался популярностью среди воинов.
Приход к власти в Киеве
После гибели Святослава в 972 году Киевом правил старший сын Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобица между ним и другим братом Олегом. Ярополк одержал победу, но погиб сам Олег. Узнав об этом, Владимир «убояся, бежа за море» - то есть в Скандинавию. Там он собрал войско и вернулся в Новгород, изгнав ставленника Ярополка.
Владимир захватил Полоцк, перебив семью местного князя Рогволода. По совету Добрыни он насильно взял в жены дочь Рогволода Рогнеду. С большим войском Владимир осадил Киев, где заперся Ярополк. По одной из версий, киевский воевода, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в Родень. Там Владимир пригласил брата на переговоры и приказал убить.
Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи».
Беременную вдову Ярополка Владимир взял в жены насильно. В 980 году Владимир окончательно закрепился у власти в Киеве. Он принял меры по укреплению языческого культа и возвел главное капище с идолами богов.
Языческий период правления
Князь Владимир активно насаждал язычество, видимо, в противовес симпатиям к христианству своего предшественника Ярополка. В Киеве были установлены идолы шести главных богов:
- Перуна
- Хорса
- Даждьбога
- Стрибога
- Семаргла
- Мокоши
Владимир ввел человеческие жертвоприношения, что вызвало гонения на христиан. Первыми мучениками на Руси стали варяги Феодор и Иоанн. Кроме того, у князя было множество жен в разных городах.
Во внешней политике Владимир вел активные войны. Он покорил в 985 году Хазарию и заставил платить ему дань. Для защиты от набегов кочевых племен печенегов Владимир начал строить оборонительные сооружения вдоль южных рубежей Киевской Руси.
В 988 году Владимир завершил чеканку собственной золотой и серебряной монеты по византийскому образцу. На монетах были изображены его портрет и княжеский знак - трезубец.
Таким было правление Владимира до принятия христианства. В следующем разделе речь пойдет о драматичных событиях Крещения Руси.
Крещение Руси
Согласно летописи, в 987 году князь Владимир после совета с боярами принял решение о Крещении Руси по византийскому обряду. В это время Византия вела войну с мятежным полководцем Вардой Фокой. Императоры Василий II и Константин VIII заключили союз с Владимиром, чтобы подавить мятеж.
В обмен на военную помощь Владимир потребовал руки царевны Анны. Для давления на Константинополь в 988 году он осадил византийский город Херсонес в Крыму. Вскоре из Константинополя прислали Анну в сопровождении священников. Владимир крестился, а затем обвенчался с царевной.
По возвращении в Киев Владимир начал насильственное Крещение подданных. В Новгороде оно сопровождалось восстаниями язычников. Была учреждена церковная иерархия во главе с митрополией в Киеве. Первыми русскими святыми стали сыновья Владимира Борис и Глеб, убитые в междоусобной войне.
Реформы после Крещения
Приняв христианство, Владимир Красное Солнышко избавился от языческих жен. Он вступил в брак с Анной и после ее смерти в 1011 году женился вторично. Началось активное строительство церквей, в том числе знаменитого Софийского собора в Киеве.
Князь способствовал распространению грамотности, хотя это вызывало сопротивление. По его указу детей знати насильно отбирали для обучения. Появились первые произведения древнерусской литературы, в том числе «Слово о Законе и Благодати» Илариона.
Владимир издал церковные уставы, регулировавшие сферу юрисдикции церкви. Были смягчены наказания за ряд преступлений. Князь щедро одаривал и кормил подданных, устраивал для киевлян пиры по воскресеньям.
Поздние годы и кончина
В последние годы правления Владимира Красного Солнышка участились мятежи и заговоры. Особенно опасным соперником был старший сын Святополк. Владимир собирался завещать престол другому сыну Борису. Перед смертью он выступил против восставшего Ярослава в Новгороде.
Тело князя тайно перевезли в Киев и похоронили в Десятинной церкви. Этот храм был разрушен монголами в 1240 году. Позднее останки Владимира неоднократно обретали и теряли.
Святость и почитание
Несмотря на языческое прошлое, Владимир Красное Солнышко после смерти был причислен к лику святых. Он почитается как равноапостольный в православии и католичестве. Первое надежное свидетельство о почитании Владимира Святым относится к XIV веку.
В честь крестителя Руси воздвигались храмы, устанавливались памятники. Его изображалась на монетах, гербах и почтовых марках. В литературе и фольклоре Владимир Красное Солнышко предстает мудрым правителем и защитником Русской земли.
Такова в общих чертах биография князя Владимира, который навсегда изменил ход истории Древней Руси, крестив ее и превратив в великое государство.
Образ Владимира в искусстве
Образ князя Владимира Красного Солнышка получил широкое отражение в произведениях искусства. Его личность вдохновляла как светских, так и церковных авторов на протяжении столетий.
В живописи Владимир изображался на иконах, фресках храмов, картинах. Особенно часто его запечатлевали в сценах Крещения Руси. Известны также портреты князя на монетах, которые чеканились при его жизни.
Первым литературным произведением о Владимире стала «Память и похвала» Иакова Мниха. В XVIII веке тему подхватили Феофан Прокопович, М. Херасков.
В советское время вышли исторические романы «Голубь над Понтом» А. Ладинского, «Князь Владимир» Ю. Никитина. Образ князя Владимира также присутствует в книгах А. Мазина «Князь» и «Герой».
Наследие Владимира и его роль в русской истории
Крещение Руси князем Владимиром имело огромные последствия для исторических судеб восточных славян. Русь вошла в круг христианских государств средневековой Европы.
Распространение православия способствовало развитию культуры и письменности. Были заложены основы русской архитектуры и живописи. Создана общерусская система летоисчисления.
Киевская Русь обрела самосознание единого государства. Усилилась княжеская власть и централизация. Владимир Святославич вошел в историю как создатель Древнерусского государства.
Оценки личности Владимира Красное Солнышко: неоднозначный исторический персонаж
Личность Владимира Красного Солнышко до сих пор вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны, он жестоко расправлялся с противниками и насаждал новую веру силой.
С другой стороны, князю удалось провести реформы, которые вывели Русь на качественно новый уровень развития. Его заслугой стало создание единого государства с общей религией.
Несмотря на неоднозначные факты своей биографии и трагические обстоятельства прихода к власти, Владимир Красное Солнышко оставил по себе добрую память как мудрый правитель-просветитель.
Значение для современности
Сегодня образ святого равноапостольного князя Владимира воплощает идею единства славянских народов. Он почитается православными - в России, в Беларуси.
Владимир Святославич олицетворяет крещение Руси как духовную основу российской государственности. Его именем назван орден Русской православной церкви.
Так и через тысячу лет после своей кончины князь Владимир Красное Солнышко остается одной из ключевых фигур отечественной истории и культуры.
Личные качества
Согласно летописям и преданиям, князь Владимир обладал незаурядными личными качествами, которые помогли ему стать выдающимся правителем.
Владимир отличался решительностью и волей. Он был талантливым полководцем, одержавшим множество военных побед. В то же время князь проявлял мудрость и дальновидность в проведении реформ.
Несмотря на суровость, Владимир умел быть справедливым и щедрым по отношению к своим подданным. Летописи отмечают его заботу о бедных и обездоленных.
Князь обладал тонким политическим чутьем и интуицией. Он сумел сделать правильный геополитический выбор, приняв христианство из Константинополя.
Церковное прославление
После смерти Владимира начался процесс его постепенного церковного прославления как святого. Уже вскоре после кончины появились агиографические произведения, уподоблявшие князя апостолу Павлу.
Официальное причисление Владимира Красного Солнышка к лику святых как равноапостольного произошло предположительно в XIV веке. С этого времени установлено церковное почитание памяти князя 28 июля.
В XVI веке были обретены мощи Владимира в Киеве, что дало толчок новой волне его прославления. В честь крестителя Руси освящались храмы и монастыри.
Национальный символ
Со временем образ святого князя Владимира приобрел значение национального символа, олицетворяющего крещение Руси. Его именем стали называть целые эпохи в истории.
Особенно возросло значение Владимира Святославича в период борьбы с иноземным владычеством. Он воплощал идею независимости и единства русских земель.
Сегодня образ крестителя Руси остается одним из столпов русской государственности и культурной традиции. Его именем названы многие города, улицы, предприятия.
Историческое значение
Князь Владимир Красное Солнышко совершил подвиг, равный которому не было во всей русской истории. Он крестил огромную языческую державу и положил начало новой христианской эпохе.
Благодаря реформам Владимира Древняя Русь влилась в европейскую цивилизацию, переняв передовые достижения Византии. Началось становление русской культуры.
Князю удалось объединить разрозненные восточнославянские племена в единое централизованное государство с общей верой и системой правления.
Эти преобразования предопределили ход последующей истории России на столетия вперед. Владимир по праву считается основателем Древнерусского государства.