Новелла - один из древнейших жанров малой прозы с увлекательным сюжетом и неожиданным финалом. Этот жанр зародился в эпоху Средневековья в Европе как развлекательное чтиво для аристократии. В отличие от философских притч, рыцарских романов и житий святых, новеллы отличали легкость и занимательность.
Классическая новелла имеет динамичный, захватывающий сюжет и неожиданную развязку. Она лишена описательности и психологизма, сфокусирована на событии, а не на персонажах. Часто в центре новеллы - какой-то символический предмет. Известные новеллисты - Боккаччо, Эдгар Аллан По, Мериме, Мопассан.
Новелла зародилась в эпоху Средневековья как развлекательное чтиво
Новелла как литературный жанр возникла в эпоху Средневековья в Европе. В то время это были небольшие развлекательные истории, которые резко контрастировали с преобладавшей серьезной религиозной и рыцарской литературой. Новеллы читали для развлечения, чтобы скоротать время, поэтому они были достаточно легким и приятным чтивом.
Первые европейские новеллы представляли собой короткие истории анекдотического характера с неожиданным поворотом событий в конце. Они были нацелены в первую очередь на то, чтобы развеселить и удивить читателя. Самым ярким примером новелл того периода является «Декамерон» Джованни Боккаччо, написанный в XIV веке.
Таким образом, новелла изначально формировалась как жанр развлекательной литературы, легкого и приятного чтива для отдыха и времяпрепровождения. Эта особенность новеллы как жанра сохранилась на протяжении последующих столетий ее развития.
Даже в эпоху расцвета новеллы в XIX веке, когда она приобрела философскую глубину и психологизм, развлекательная функция новеллы не была утрачена. Такие известные новеллисты, как Эдгар Аллан По, Ги де Мопассан, Проспер Мериме создавали захватывающие истории, держащие читателя в напряжении от начала до конца.
Классическая новелла отличается динамичным сюжетом и неожиданной развязкой
Одной из главных отличительных особенностей классической новеллы является динамично развивающийся сюжет. В отличие от медленного повествования в романах, в новелле действие разворачивается стремительно, захватывая читателя с первых строк.
Типичная классическая новелла описывает одно яркое происшествие или случай, причем все детали сюжета подчинены главной кульминации. Авторы новелл используют прием ускорения темпа повествования по мере приближения развязки. Это создает ощущение стремительного движения событий.
Другой характерной чертой новеллы является неожиданная, зачастую шокирующая развязка сюжета. Авторы новелл стремятся удивить читателя в финале, поэтому тщательно готовят и маскируют поворот событий. Развязка вскрывает глубинный трагический смысл произошедшего.
Например, знаменитая новелла Проспера Мериме «Венера Илльская» повествует о страсти скульптора к статуе античной богини. Финал новеллы, в котором скульптор находит у мраморных ног Венеры обезглавленный труп своей возлюбленной, потрясает читателя.
Динамичный сюжет и эффектная развязка были присущи новеллам Эдгара Аллана По, например «Убийство на улице Морг», «Яме и маятнике». У По всегда продуман ритм повествования, каждая деталь направлена на усиление общего впечатления от истории.
Ги де Мопассан также развивал сюжеты своих новелл стремительно, с соблюдением принципа “единства впечатления”. Так, в новелле “Пышка” автор держит читателя в напряжении, описывая метания героя между голодной смертью и соблазнительным пирожным в витрине.
Таким образом, динамичный событийный ряд, ускоряющийся к финалу темп повествования в сочетании с эффектной неожиданной развязкой - отличительные черты классической новеллы как жанра литературы.
В центре новеллы часто находится какой-то символический предмет
Для многих классических новелл характерно наличие некоего символического предмета, который вынесен в название произведения и играет ключевую роль в развитии сюжета. Этот предмет наделяется особым смыслом и значением.
Например, в новеллах Эдгара Аллана По часто фигурируют таинственные и зловещие предметы. Эти предметы являются своего рода символами, вокруг которых выстраивается повествование.
В новелле Проспера Мериме «Венера Илльская» центральным символическим объектом является мраморная статуя античной богини. Она олицетворяет идеальную красоту, которая пленяет и погубила главного героя - скульптора.
У Николая Гоголя в «Шинели» главным символом становится новая шинель главного героя Акакия Акакиевича. Шинель для него - это воплощение мечты, достойной жизни и человеческого достоинства.
В новелле Теофиля Готье «Аррия Марцелла» таким предметом-символом является кинжал, которым героиня лишила себя жизни. Этот кинжал хранится как реликвия и в конце новеллы передается повествователю.
Таким образом, наличие некоего знакового предмета, играющего важную роль в развитии событий, типично для классических образцов жанра новеллы. Это позволяет авторам придать повествованию символический подтекст.
Наиболее известные новеллисты - Боккаччо, Э.А. По, Мопассан
К числу наиболее ярких и известных авторов-новеллистов можно отнести итальянца Джованни Боккаччо, американца Эдгара Аллана По и француза Ги де Мопассана. Их творчество во многом определило развитие жанра новеллы.
Джованни Боккаччо считается основоположником европейской новеллистики. Его «Декамерон», написанный в XIV веке, представляет собой сборник из 100 новелл. Это легкие и ироничные истории анекдотического характера о любви, приключениях, находчивости.
Боккаччо удалось создать живые яркие характеры, интригующие сюжеты с неожиданными поворотами. «Декамерон» положил начало традиции новеллистики как жанра развлекательной литературы.
Творчество Эдгара Аллана По придало новелле остроту и таинственность. Его новеллы отличаются напряженным сюжетом, мрачным колоритом, символичностью. Таковы его шедевры «Маска Красной смерти», «Сердце-обличитель», «Низвержение в Мальстрем».
У По мы видим тяготение новеллы к мистике, фантастике, изображению иррационального. При этом его произведения отличает выверенная композиция, каждая деталь продумана.
Ги де Мопассан развивал реалистическую новеллистику, изображая обыденные сюжеты и психологию простых людей. Его новеллы «Ожерелье», «Пышка» построены на трагическом стечении обстоятельств, иронии судьбы.
Мопассан сумел сохранить остроту сюжета, свойственную новелле как жанру, придав повествованию реалистическую достоверность. Его новеллы - ярчайшие образцы французского реализма.
Таким образом, Боккаччо, По и Мопассан внесли неоценимый вклад в развитие и утверждение новеллы как жанра со своей поэтикой.
В русской литературе новелла распространена меньше, чем на Западе
Жанр новеллы получил распространение в основном в западноевропейской литературе. В русской литературе новелла как самостоятельный жанр утвердилась в меньшей степени.
Хотя русские писатели обращались к малым прозаическим формам, их произведения чаще тяготели не к остросюжетной новелле, а к нравоучительному или психологическому рассказу.
Даже такие мастера малой прозы, как А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький в своих рассказах сосредотачивались не на динамичном сюжете с неожиданной развязкой, а на психологии героев, драматизме положения.
Лишь некоторые русские писатели обращались непосредственно к жанру новеллы в его классическом понимании. Это, например, новеллы Н.В. Гоголя, А.С. Грина, А.И. Куприна.
Однако их новеллы часто несли в себе отпечаток национальных особенностей русской литературы с ее вниманием к внутреннему миру героя, а не только к остроте сюжета.
Таким образом, классическая западноевропейская новеллистика с ее стремлением удивить читателя необычным сюжетом не получила столь широкого распространения в русской литературе, как за рубежом.
Яркие примеры русской новеллы - у Грина, Куприна, Бунина
Русская литература также обогатилась произведениями в жанре новеллы. Особенно это проявилось в творчестве писателей Серебряного века.
Одним из ярких примеров может служить новелла "Создание Аспера" Александра Грина. В ней автор сосредоточился на необычном и загадочном сюжете о создании искусственного человека.
Другой представитель Серебряного века Александр Куприн в своих новеллах "Палач" и "Скрипка Паганини" также отталкивался от неординарных событий, вокруг которых строился сюжет.
Еще один яркий пример - сборник новелл "Темные аллеи" Ивана Бунина, где необычные любовные истории переплетены с острыми сюжетными поворотами.
Таким образом, русские писатели, хоть и не в полной мере, но также обращались к жанру новеллы, сосредотачиваясь на остроте и необычности сюжетов. Их новеллы отличает яркость описываемых событий и стремление удивить читателя неожиданной развязкой.
Новелла как популярный жанр для современных читателей
В наши дни жанр новеллы может стать очень популярным среди читателей. Во-первых, современные люди ценят свое время и предпочитают читать небольшие по объему произведения, которые можно прочитать за один присест. Как раз новелла с ее компактной формой отлично подходит для этого. Во-вторых, современному читателю нравится динамичный и захватывающий сюжет, который держит в напряжении. Это тоже характерная черта новеллы.
Кроме того, современный человек перегружен информацией и устает от нравоучений и философствования. Ему нужно легкое и увлекательное чтиво, способное переключить внимание и дать отдых мозгу. В этом плане новелла с ее развлекательностью и минимумом описательности и рефлексии как нельзя кстати. Также новеллы могут заинтересовать молодежную аудиторию благодаря динамичности сюжета и увлекательности.
Таким образом, есть все предпосылки для новой волны популярности новелл в России. Этот классический жанр может обрести «второе дыхание» и завоевать сердца современных читателей. Главное - чтобы современные авторы смогли сохранить ключевые особенности новеллы, не увлекаясь описательностью и рефлексией. Тогда новелла займет достойное место в ряду популярных жанров для широкого круга читателей.