Основы теории коммуникации: построение эффективного диалога

Коммуникация играет ключевую роль в нашей жизни. От того, насколько эффективно мы умеем общаться, зависит успех в личных и профессиональных отношениях.

Чтобы выстроить продуктивный диалог, важно разбираться в основах теории коммуникации, понимать ее модели, процессы и возможные проблемы.

Основные подходы к изучению коммуникации

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Семиотический (знаковый) подход
  • Кибернетический подход
  • Социо-психологический подход
  • Социо-культурный подход
  • Критический подход
  • Риторический подход
  • Феноменологический подход

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Люди общаются и обмениваются информацией

Модель коммуникации Шеннона-Уивера

Модель коммуникации Шеннона-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации формирует сообщение.
  • Передатчик преобразует сообщение в сигнал, пригодный для передачи по каналу связи.
  • Сигнал передается по каналу связи к приемнику.
  • Приемник преобразует сигнал обратно в сообщение.
  • Получатель интерпретирует сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Источник информации – лицо или устройство, создающее сообщение.
  • Передатчик – устройство, преобразующее сообщение в сигнал для передачи.
  • Канал – среда, по которой передается сигнал от передатчика к приемнику.
  • Приемник – устройство, которое принимает сигнал на выходе канала и преобразует обратно в сообщение.
  • Получатель – лицо или устройство, которому предназначено сообщение.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

Элементы процесса коммуникации

В процессе коммуникации участвуют несколько основных элементов. Прежде всего, это источник сообщения. Это может быть конкретный человек или группа людей, желающих что-то сообщить. Затем необходимо закодировать само сообщение - преобразовать идеи и мысли в слова, жесты, изображения или другие символы.

Далее начинается процесс передачи закодированного сообщения по определенному каналу связи от источника к получателю. В качестве такого канала могут выступать устная речь, письменные тексты, телевидение, радио, интернет и многое другое. На этом этапе возникает вероятность появления различных помех, которые могут исказить первоначальный смысл сообщения. Такие помехи также называют «шумом».

На следующем этапе получатель декодирует сообщение, то есть интерпретирует полученные символы и придает им смысл. А затем происходит осознание этого смысла и его интерпретация через собственный жизненный опыт и культурный контекст получателя. На этом этапе также возможны определенные искажения.

После интерпретации сообщения получателем осуществляется обратная связь от получателя к отправителю. Это может быть ответное сообщение, вопросы для уточнения деталей, выражение эмоций и так далее. Наличие качественной обратной связи позволяет отправителю понять, насколько точно и правильно было понято первоначальное сообщение.

Таким образом, эффективный процесс коммуникации требует четкого понимания ключевых элементов - источника сообщения, кодирования и передачи информации, ее декодирования, интерпретации и качественной обратной связи. Понимание этих основ помогает выстраивать более результативный диалог в любой сфере, будь то межличностное общение или массовые коммуникации.

Уровни проблем в коммуникации

Создатели модели коммуникации Шеннона-Уивера выделили три основных уровня, на которых могут возникать проблемы при обмене информацией:

  1. Технические проблемы. Связаны с некачественной работой каналов связи или технических средств, обеспечивающих процесс коммуникации. Например, плохое соединение при телефонном разговоре.
  2. Семантические проблемы. Возникают из-за различий в кодировании и декодировании информации коммуникаторами, использования разных языков и знаковых систем.
  3. Проблемы эффективности. Связаны с целями и желаемыми результатами коммуникации. Даже если технически и семантически процесс проходит без сбоев, коммуникация может быть неэффективной, если не удается достичь нужного эффекта.

К этим трем уровням проблем в наши дни добавилась еще одна важная проблема – обеспечение продуктивного межкультурного взаимодействия в условиях глобализации.

Для преодоления возможных проблем в коммуникации необходимо:

  • Устранять технические неполадки.
  • Использовать понятные знаковые системы и языки.
  • Уточнять и переспрашивать друг друга в процессе общения.
  • Учитывать культурные и личностные особенности коммуникаторов.

Особенности межкультурной коммуникации

Современный глобализированный мир характеризуется активным межкультурным взаимодействием в самых разных сферах. В связи с этим особую важность приобретает понимание особенностей межкультурной коммуникации.

Под межкультурной коммуникацией понимается общение между представителями различных культур. Эффективная межкультурная коммуникация требует не только знания языка, но и учета особенностей невербального поведения, принятых в культуре собеседника норм вежливости, ценностей и убеждений.

Основные особенности межкультурной коммуникации можно свести к следующим моментам:

  • Различия в восприятии пространства и времени. Например, представления о личном пространстве и приемлемых паузах в разговоре могут сильно варьироваться в разных культурах.
  • Разная степень контекстуальности коммуникации. В высококонтекстуальных культурах большая часть информации заложена в контексте, а не в словах. И наоборот.
  • Невербальные различия. Жесты, мимика, интонации могут нести разный смысл для представителей других культур.
  • Различные стили коммуникации. Например, прямой или косвенный, эмоциональный или сдержанный.
  • Ценностные различия, влияющие на коммуникативное поведение.

Теории массовой коммуникации

Массовая коммуникация отличается от межличностной тем, что ориентирована на передачу сообщений большим группам людей посредством средств массовой информации и коммуникационных каналов.

Существует множество теорий, объясняющих особенности и закономерности массовой коммуникации. Рассмотрим некоторые из них, наиболее влиятельные:

  1. Теория установления повестки дня описывает, как СМИ формируют у аудитории представление о важных, значимых темах и событиях.
  2. Теория использований и удовлетворений говорит о том, что люди выбирают те источники информации и каналы коммуникации, которые удовлетворяют их потребностям и интересам.
  3. Теория культивации объясняет долгосрочное воздействие телевидения как средства массовой коммуникации на картину мира и социальные установки людей.
  4. Теория спирали молчания описывает механизм формирования в СМИ доминирующих мнений и подавления мнений меньшинства.

Эти и другие теории помогают глубже изучить закономерности влияния средств массовой коммуникации на аудиторию в рамках основ теории коммуникации.

Люди на совещании обмениваются идеями в офисе

Рекомендации по построению эффективного диалога

На основе рассмотренных в этой статье теоретических моделей коммуникации, можно сформулировать несколько практических рекомендаций по построению эффективного диалога.

  • Нужно четко определить цель коммуникации и желаемые результаты, которых вы хотите достичь, до начала разговора. Это позволит сфокусироваться на главном и вести конструктивное обсуждение.
  • Убедитесь, что вы используете одинаковые знаковые системы и понятные для всех участников диалога термины и определения. Это поможет избежать семантических проблем.
  • Задавайте уточняющие вопросы в процессе разговора, переспрашивайте и подводите итоги обсужденных моментов. Это снизит вероятность разного толкования информации.
  • Обращайте внимание на особенности невербального языка собеседников, учитывайте контекст коммуникации, культурные и личностные различия участников. Это особенно важно в условиях межкультурного диалога.

И конечно, обеспечьте качественную обратную связь от всех участников беседы. Это главное условие эффективности коммуникации согласно основам теории коммуникации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.