Качество дорожного покрытия имеет большое значение для комфорта и безопасности водителей. Со временем любая дорога приходит в негодность и требует ремонта. Чтобы определить нуждается ли участок дороги в восстановлении, используют специальное устройство - курвиметр.
Курвиметр представляет собой колесо с датчиком, которое крепится к бамперу автомобиля. По мере движения автомобиля колесо курвиметра катится по дороге и фиксирует все неровности и выбоины. Эти данные позволяют оценить качество дорожного полотна.
Принцип работы курвиметра для измерения дороги
Курвиметр дорожный - это инженерный прибор, предназначенный для измерения расстояний, углов поворота и кривых участков дороги. Основная его часть - тарированное колесо, которое катится по измеряемой поверхности, совершая обороты. По количеству этих оборотов и диаметру колеса вычисляется нужное расстояние.
Во время измерений оператор катит курвиметр вперед, удерживая его за ручку в вертикальном положении. При этом колесо вращается, приводя в действие счетный механизм. В некоторых моделях колесо можно катить как вперед, так и назад, что позволяет упростить работу на криволинейных участках дороги.
Существуют два основных типа курвиметров: механические и электронные. В механических используется аналоговый счетчик с циферблатом. В электронных данные выводятся на дисплей, кроме того, такие приборы обладают дополнительным функционалом, например, памятью для сохранения результатов измерений.
Преимущества использования курвиметра на автомобиле
Установка курвиметра на автомобиль позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с использованием отдельных портативных приборов.
Во-первых, это более высокая скорость и удобство проведения замеров. Нет необходимости останавливаться и выходить из машины, можно сразу фиксировать все данные в движении. Это экономит время и упрощает работу.
Во-вторых, появляется возможность непрерывной съемки параметров дороги, включая высоту и горизонтальные углы. Курвиметр дорожный регистрирует все неровности покрытия, трещины, выбоины, колейность.
В-третьих, данные с курвиметра можно записывать в бортовой компьютер или передавать на внешний носитель для дальнейшей обработки. Это избавляет от ручного ввода показаний и повышает точность.
Наконец, использование автомобильного курвиметра позволяет создавать подробные карты состояния дорожного покрытия. На их основе планируются работы по ремонту и текущему содержанию трасс.
Как выбрать подходящий курвиметр
При выборе курвиметра дорожного для автомобиля в первую очередь нужно определиться с его основным назначением. Если требуется точный учет пробега, подойдет простая механическая модель. А для обследования качества дорожного покрытия потребуется более функциональный электронный прибор.
Следующий параметр - метод крепления курвиметра. Может использоваться специальный держатель, магнитный кронштейн или иные способы. Выбор зависит от конструкции автомобиля.
Важный момент - диаметр измерительного колеса. Для легкового авто достаточно 100-150 мм, на грузовом может потребоваться 200-300 мм. Чем больше диаметр, тем легче будет преодолевать препятствия на дороге.
Обратите внимание на материал колеса - резина или пластик. Резина менее подвержена механическим повреждениям и износу.
В электронных моделях курвиметров важен интерфейс подключения. Чаще всего это RS-232, USB или Bluetooth для передачи данных в компьютер или смартфон.
Не менее важны точность измерений и частота опроса датчиков. Для высокоточного анализа состояния дорожного покрытия нужен курвиметр с отклонением не более 1% и частотой опроса от 100 Гц.
Также при выборе стоит учитывать удобство крепления и съема прибора, наличие дополнительных датчиков (высоты, угла поворота и т.д.), вес, габариты, условия эксплуатации.
Советы по использованию курвиметра для замеров дороги
Чтобы получить максимально точные и полезные данные о состоянии дорожного покрытия с помощью автомобильного курвиметра, рекомендуется придерживаться следующих советов.
Во-первых, нужно правильно откалибровать прибор под конкретный автомобиль, на который он устанавливается. Учитывайте размер шин, колею, клиренс для получения достоверных показаний.
Во-вторых, продумайте оптимальный маршрут обследования. Он должен максимально равномерно покрывать всю исследуемую территорию дорожной сети.
В-третьих, фиксируйте показания курвиметра дорожного на одних и тех же участках в разное время года - это позволит отследить динамику изменения качества дороги.
В-четвертых, проводите регулярную поверку измерительного оборудования для поддержания требуемой точности замеров.
В-пятых, используйте специальное программное обеспечение для визуализации и анализа собранных данных, что позволит быстро выявлять проблемные участки.