Автомобильный аккумулятор - важнейший элемент электрооборудования, от которого зависит запуск двигателя и питание бортовой сети. Своевременная диагностика его состояния поможет избежать неприятных неожиданностей в виде отказа на дороге.
Одним из ключевых показателей при оценке работоспособности аккумуляторной батареи является плотность электролита. По этому параметру можно определить степень заряженности аккумулятора и спрогнозировать срок его службы. В данной статье речь пойдет о том, как самостоятельно измерить плотность электролита и интерпретировать полученные значения.
Как измерить плотность электролита
Для измерения плотности электролита в аккумуляторе используется специальный прибор - ареометр. Это стеклянная трубка с поплавком внутри и шкалой плотности. Чтобы замерить плотность, нужно:
- Набрать электролит в грушу из заливного отверстия аккумулятора
- Опустить ареометр в электролит до тех пор, пока он не всплывет
- Посмотреть показание шкалы напротив уровня электролита - это и будет плотность в г/см3
Плотность полностью заряженной АКБ должна быть 1,27-1,28 г/см3. Это оптимальные значения. Если плотность ниже, значит аккумулятор частично разряжен.
Нормы плотности для заряженной АКБ
Плотность электролита в полностью заряженной аккумуляторной батарее должна находиться в диапазоне 1,27-1,28 г/см3 при температуре 20-25°C. Это оптимальные значения, соответствующие 100% уровню заряда.
Однако на практике плотность может немного варьироваться в зависимости от:
- Температуры окружающей среды
- Технологии изготовления и типа самого аккумулятора
- Особенностей методики замера
Поэтому допустимы небольшие отклонения плотности от номинальных значений. Например, для некоторых моделей АКБ нормой считается 1,23-1,25 г/см3.
Влияние температуры при измерении
При проверке плотности электролита с помощью ареометра важно учитывать температуру окружающей среды.
Дело в том, что плотность электролита зависит от температуры - чем выше температура, тем ниже плотность. Поэтому стандартные значения плотности для полностью заряженной АКБ указываются для определенного температурного режима, обычно 20-25°С.
Если температура выше или ниже стандартной, необходимо вводить поправки:
- При температуре выше 25°С из измеренного значения плотности нужно вычесть 0,0007 г/см3 на каждый градус выше 25°С
- При температуре ниже 20°С к измеренному значению нужно прибавить 0,0007 г/см3 на каждый градус ниже 20°С
Визуальные признаки неисправности
Помимо регулярной проверки плотности электролита с помощью ареометра, важно также визуально осматривать аккумулятор на предмет внешних повреждений или других признаков неисправности.
К ним относятся:
- Трещины или вмятины на корпусе
- Подтеки электролита
- Коррозия на клеммах и выводах
- Помутнение или изменение цвета электролита
- Наличие посторонних частиц или осадка внутри банок
При обнаружении любых подобных признаков следует более тщательно проверить аккумулятор с помощью ареометра и приборов. Возможно, потребуется подзарядка, техобслуживание либо полная замена батареи в случае серьезных повреждений.
Проверка уровня электролита
Помимо плотности, также важен контроль уровня электролита в аккумуляторе при проверке его состояния с помощью ареометра.
Для измерения уровня электролита используется специальная мерная трубка. Ее опускают в заливное отверстие аккумулятора до соприкосновения с пластинами. Затем по шкале трубки определяют текущий уровень.
Оптимальный уровень электролита должен покрывать пластины примерно на 10-15 мм. Если уровень ниже нормы, его необходимо довести дистиллированной водой.
Как зарядить разряженную АКБ
Если при проверке плотности электролита с помощью ареометра выяснилось, что аккумулятор частично или полностью разряжен, его необходимо зарядить.
Для зарядки потребуется:
- Отсоединить АКБ от бортовой сети автомобиля
- Подключить аккумулятор к зарядному устройству
- Установить необходимый режим зарядки в соответствии с рекомендациями производителя АКБ и зарядного устройства
- Дать аккумулятору полностью зарядиться
После завершения зарядки опять нужно будет измерить плотность электролита ареометром - ее значение должно соответствовать 100% уровню.
Когда нужна замена аккумулятора
Регулярно измеряя плотность электролита ареометром и следя за общим состоянием АКБ, можно определить оптимальное время для ее замены.
К признакам необходимости замены относятся:
- Резкое падение плотности электролита при эксплуатации
- Невозможность полностью зарядить аккумулятор и довести плотность до номинальных значений
- Появление трещин на корпусе, подтеков электролита
- Выход из строя одного или нескольких элементов АКБ
Если ареометр показывает снижение плотности ниже 1,10 г/см3 и аккумулятор уже отслужил 3-4 года - самое время для установки новой АКБ с полной емкостью.
Теперь вы точно знаете, как проверить плотность аккумулятора.