К сожалению, травля в школе - распространенное явление. Многие дети сталкиваются с насмешками, оскорблениями и даже физическим насилием со стороны одноклассников. Для родителей очень важно вовремя заметить, что ребенка обижают, и принять меры.
В этой статье мы разберем, какие признаки указывают на то, что вашего ребенка травят в школе. Дадим советы, как поговорить с ребенком и поддержать его. Рассмотрим варианты, что предпринять - от разговора с классным руководителем до смены школы.
Также объясним, как можно научить ребенка постоять за себя и дать отпор обидчикам. Это поможет укрепить его характер и повысить уверенность в себе.
Каких детей чаще всего обижают
К сожалению, в школьной среде нередки случаи травли и агрессии по отношению к отдельным ученикам. Чаще всего жертвами становятся дети с определенными психологическими особенностями и поведенческими моделями. Это могут быть как внешние характеристики (например, внешность, особенности речи и т.д.), так и внутренние (неуверенность в себе, замкнутость, слабый характер).
- Дети с внешними отличиями. Например, с избыточным весом, особенностями лица или тела, красными волосами, очками, яркой одеждой и т.д. Таких детей дразнят и высмеивают за их внешний вид.
- «Тихие» дети. Они не умеют постоять за себя, конфликтовать, давать сдачи обидчикам. Такие дети становятся «идеальными» жертвами для школьных хулиганов.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья или особенностями развития. Их часто дразнят и травят из-за их отличия от большинства.
- Дети из неблагополучных семей. У них может быть неопрятный внешний вид, странное поведение. Это тоже повод для насмешек.
- Новички в классе. Им тяжело адаптироваться к новому коллективу, поэтому они становятся мишенью для агрессии.
Как понять, что вашего ребенка обижают
Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:
- Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам.
- Иногда родители неверно реагируют на «первые звоночки», например, шутят, стыдят или критикуют ребенка.
- Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной.
В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.
Признаки | Что это может означать |
Ребенок стал раздражительным, отвечает односложно о школе | Скрывает травлю, не хочет рассказывать подробности |
Отказ идти в школу, истерики по утрам | Страх школьного коллектива - возможный признак травли |
Порча и пропажа личных вещей | Типичный признак целенаправленной травли ребенка |
Необъяснимые синяки и царапины | Возможно, ребенка бьют и издеваются физически |
Если у ребенка появляются такие признаки, обязательно поговорите с ним и выясните, не связано ли это с плохими отношениями в классе.
Советы: как поговорить с ребенком о школьной травле
Даже если у вас сложилось подкрепленное фактами мнение о том, что в школе допустили травлю, не нужно действовать сгоряча. Допустившие травлю взрослые могут встать в защитную позицию вместо того, чтобы помочь ребенку.
Договоритесь о встрече с классным руководителем лично. Будьте сдержанны, не обвиняйте никого ни в чем заранее. Во время беседы спокойно сообщите о фактах, которые вас беспокоят: у вашего ребенка появились травмы и ссадины, у него пропадают личные вещи и т.п. Все то, что вы замечаете сами и что вам рассказал ребенок.
Скажите, что вас беспокоит нежелание ребенка идти в школу и его тревожность. Попросите классного руководителя рассказать о том, что он видит и знает об отношениях детей в коллективе, об отношении детей к вашему ребенку.
Подчеркните, что вы хотите вместе с классным руководителем понять, что происходит на самом деле и как взрослые могут повлиять на ситуацию. Вы не требуете наказать обидчика. Ваша задача помочь всем участникам конфликта и трудной ситуации справиться с ней.
Если классный руководитель встает в защитную позицию и отвергает все ваши подозрения и конструктивные идеи и утверждает, что все в порядке, у вас есть несколько путей.
Можно обратиться в психологическую службу школы, если она есть и действует. Хороший школьный психолог владеет техниками разрешения конфликтов и может поработать с детским коллективом грамотно в игровой форме.
Имеет смысл обратиться к внешнему наставнику, который будет системно работать с ребенком и менять его установки по жизни.
Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь.
Если есть основания полагать, что ситуация улучшится, если ребенок повысит успеваемость, необходимо получить бесплатную индивидуальную консультацию эксперта.
Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы и выбрать ту, где у ребенка есть хоть один друг.
Стоит ли громко заявлять о травле и обращаться в вышестоящие инстанции или полицию - каждый решает для себя сам. Нужно быть готовым к тому, что вам и ребенку придется много говорить о ситуации с посторонними людьми - к этому не все готовы до того, как разберутся с последствиями насилия и буллинга при поддержке психолога.
Что делать, если классный руководитель отрицает проблему
К сожалению, далеко не все классные руководители готовы признать факт травли и буллинга в своем классе. Иногда они могут отрицать очевидные вещи, чтобы не брать на себя дополнительную ответственность или из опасений испортить отношения с родителями обидчиков.
Если классный руководитель наотрез отрицает травлю, несмотря на все факты, которые вы приводите, это серьезная проблема. Значит, он не намерен разбираться в ситуации и искать конструктивное решение.
В таком случае имеет смысл поговорить с директором школы. Расскажите ему о том, что вас беспокоит, и о реакции классного руководителя, который отрицает очевидные вещи.
Хороший руководитель школы заинтересуется ситуацией и захочет в ней разобраться. Он выслушает вас, а затем поговорит с классным руководителем и возможно с другими детьми и их родителями.
Директор может взять это под личный контроль или поручить разобраться школьному психологу. Главное, чтобы были предприняты конкретные действия по урегулированию ситуации, а не просто даны обещания.
Если же директор занимает такую же позицию, что «у нас такого не бывает», придется подумать о более решительных шагах.
Можно попробовать донести ситуацию до управления образования вашего района или города. Написать им официальное обращение, в котором будут описаны все факты, ваши попытки решить проблему в школе и их результаты.
Также можно обратиться за помощью в региональное управление образования, если школа находится в другом городе.
Обычно представители этих органов вызывают директора школы на разговор и требуют принять меры, если факты травли подтверждаются. Хотя, к сожалению, не всегда это срабатывает.
Еще один путь - обращение в прокуратуру с жалобой на бездействие школы. Это уже крайняя мера, которая может привести к серьезному разбирательству и наказанию виновных. Но зато обеспечит защиту прав вашего ребенка.
Прокуратура обязана провести проверку и потребовать от школы устранить нарушения. Если будет доказан факт травли, а школа бездействовала, то директора и других ответственных лиц могут привлечь к административной ответственности.
Конечно, прежде чем идти на такие крайние меры, желательно еще раз попытаться решить проблему мирным путем. Но если школа упорно отрицает очевидные факты, не оставляйте ситуацию как есть. Действуйте решительно, чтобы защитить психологическое здоровье и благополучие своего ребенка.
Как поставить на место неадекватного ребенка-агрессора
К сожалению, иногда причиной травли становится не просто конфликт характеров или неприятие особенностей ребенка коллективом. Порой в классе появляется неадекватный ученик с явными психологическими проблемами, который выбирает жертву и целенаправленно ее преследует.
Такой ребенок-агрессор может страдать расстройствами поведения, быть жертвой насилия в семье или иметь другие серьезные психологические проблемы. К сожалению, помочь ему могут только специалисты, если родители согласятся.
А пока этого не произошло, другие дети в опасности стать объектом нападок со стороны неадекватного одноклассника. Поэтому родителям важно принять меры для защиты своих детей.
Во-первых, нужно выяснить, насколько хорошо школа информирована о проблемах этого ребенка. Обсудите ситуацию с классным руководителем и узнайте, обращались ли за помощью к школьному психологу.
Если нет - настаивайте, чтобы это было сделано. Возможно, психолог сможет наладить контакт с агрессивным ребенком и поработать с ним индивидуально или организовать тренинг для всего класса по ненасильственному общению.
Также можно обратиться за поддержкой в управление образования, чтобы они оказали содействие школе в решении этой нетипичной ситуации.
Если же школа не предпринимает активных действий, а ситуация усугубляется, имеет смысл поговорить с родителями других детей из класса.
Вместе вы можете организовать встречу с директором и настоять на том, чтобы агрессивного ребенка перевели в параллельный класс. Или чтобы школа обеспечила постоянное сопровождение этого ученика тьютором, который не даст ему причинить вред.
Крайний вариант - написать коллективную жалобу в управление образованием с требованием решить проблему, пока кто-то из детей не пострадал серьезно. И пригрозить в противном случае перевести своих детей в другую школу.
Но самое главное - это научить детей правильно реагировать на проявления агрессии со стороны одноклассника и давать ему отпор. Например, громко приказывать «Стоп!» или «Нет!», когда он начинает приставать. И сообщать взрослым сразу же, как только это произойдет.
Также объясните ребенку, что не стоит воспринимать угрозы и оскорбления этого одноклассника на свой счет. Скорее всего, его агрессия - это результат личных проблем, а не чего-то, что вызвано поведением вашего ребенка.
Поддерживайте его и говорите, что вы рядом и не допустите, чтобы кто-то причинил ему вред. Но и реагировать на провокации агрессора тоже не стоит. Лучше всего держаться от него подальше и избегать контактов. Со временем, при правильном подходе школы, ситуацию можно будет разрешить.
Советы: как научить ребенка постоять за себя
Некоторые родители считают, что лучший способ помочь ребенку, которого обижают - научить его давать сдачи и постоять за себя. Но просто сказать "бей обидчика" - неправильно.
Сначала нужно изменить собственное поведение и на личном примере показать ребенку разные конструктивные способы противостояния агрессии.
Важно не подавлять в ребенке гнев и другие эмоции, а дать ему право их выражать. Тогда он лучше научится защищать свои границы.
Объясните, что его вещи - это его собственность, и он не обязан делиться просто потому, что кто-то попросил. Это научит ценить себя и свои интересы.
Не запрещайте ребенку физически отвечать на агрессию и давать сдачи. Проговорите после таких случаев, какие чувства он испытал, что понял. Сравните, какой способ самозащиты был эффективнее.
Расскажите, что обидчик часто сам испытывает насилие и боль. Поэтому важно не обвинять его, а выразить свои чувства и попросить прекратить. Или обратиться за помощью к взрослым.
Запишите ребенка на актерские или театральные курсы, чтобы he научился играть разные роли, быть увереннее и находить нужные слова в сложных ситуациях.
Помогите ребенку понять свои сильные стороны и почувствовать себя значимым в чем-то помимо школы. Это повысит его самооценку и уверенность в себе.
Если ребенок физически слаб, запишите его на спорт - даже ощущение, что он может постоять за себя, изменит его поведение и отношение окружающих.
Главное - ребенок должен поверить, что он имеет право защищать свои границы. Тогда он сможет выбирать конструктивный способ это сделать, а не молча терпеть издевательства.
4 стратегии, чтобы ребенок мог дать отпор обидчикам
Даже если вы научили ребенка физически постоять за себя, есть и другие эффективные способы противостоять травле и дать отпор обидчикам. Обсудите их с ребенком, чтобы он мог выбрать подходящий для себя вариант.
Стратегия 1. Игнорирование. Работает, если ребенок действительно обладает внутренним спокойствием и уверенностью в себе. Чтобы этому научиться, повышайте его самооценку и объясните, что агрессия обидчика - это его проблемы, а не вашего ребенка.
Стратегия 2. Ответная реакция. Научите придумывать остроумные ответы, шутки, словесные «удары», которые поставят агрессора на место. Главное - с юмором и без злости. Это понравится одноклассникам и переключит их внимание.
Стратегия 3. Переключение внимания. Пусть ребенок продемонстрирует классу то, в чем он реально силен: хобби, например. Тогда обидчик уже не сможет задеть его своими насмешками.
Стратегия 4. Вхождение в роль. Если ребенок стеснителен и замкнут, помогите ему «притвориться» более уверенным: изменить позу, голос, манеру говорить. Со временем это станет естественным.
Главное во всех стратегиях - научить ребенка ценить и защищать себя и свои границы. Тогда издевательства со стороны ровесников будут восприниматься им просто как их личные проблемы, не имеющие отношения к нему самому.
Еще несколько полезных советов:
- Помогите ребенку задаться целью стать самым счастливым и позитивным в классе. Если он будет излучать радость, а не обиду, агрессору будет не на кого проектировать свои эмоции.
- Посоветуйте не реагировать серьезно на подколки и оскорбления. Либо делать вид, что не понял юмора. Лишите агрессора удовольствия видеть, как его слова ранили.
- Предложите объединиться с другими детьми, чтобы дать отпор сообща. Таким обидчикам достаточно пары резких замечаний от нескольких одноклассников, чтобы отступить.
Главное - ребенок не должен воспринимать происходящее как свою вину и безнадежную ситуацию. При правильной тактике и с поддержкой близких он обязательно сможет защитить себя и переломить ситуацию.
Как помочь ребенку завоевать симпатии и поддержку одноклассников
Если ваш ребенок стал изгоем в классе, важно помочь ему обрести хотя бы небольшую группу поддержки среди одноклассников. Тогда травля, скорее всего, прекратится, ведь обидчикам будет не так просто бороться против целой компании.
Во-первых, постарайтесь определить, чем может заинтересовать одноклассников ваш ребенок. У каждого есть таланты и увлечения помимо учебы. Пусть ребенок проявит себя именно в этом.
Например, если он рисует или занимается музыкой, пусть принесет в класс свои работы и поделится со всеми. Или расскажет об интересном хобби. Главное - вызвать восхищение чем-то помимо оценок и статуса в классе.
Также может помочь совместный проект, над которым ребенок будет работать вместе с 2-3 одноклассниками. Например, подготовка номера к школьному концерту, участие в олимпиаде или работа над презентацией.
Еще один вариант - предложить ребенку организовать что-то увлекательное для класса в свободное время: турнир по настольным играм, квест, мастер-класс по рисованию. Главное, чтобы это было интересно другим детям.
Подскажите ребенку, как можно проявить заботу и внимание к одноклассникам: помочь с домашним заданием, одолжить канцтовары, поинтересоваться чьими-то увлечениями и подарить небольшой сувенир на день рождения.
Такие мелочи помогут ребенку стать «своим» и обрести если не друзей, то хотя бы союзников, которые не дадут его в обиду. Главное, чтобы он сам искренне интересовался окружающими и старался расположить их к себе.
В каких случаях стоит задуматься о смене школы
Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы. Возможно, стоит выбрать школу, где у ребенка есть хоть один друг - из кружка или из семейного круга.
Общение с близким человеком в новом учебном заведении поможет ребенку адаптироваться и почувствовать себя в безопасности. Нельзя недооценивать важность дружеских отношений для школьников.
Главное - действовать в интересах ребенка, обеспечив ему комфортную среду для учебы и развития. Смена школы - крайняя мера, но иногда необходимая.