Косвенные налоги играют важную роль в формировании доходной части бюджета Российской Федерации. С их помощью государство регулирует экономику и социальную сферу, стимулирует или сдерживает производство и потребление отдельных товаров. При этом механизм исчисления и уплаты косвенных налогов не всегда прост и понятен налогоплательщикам.
В данной статье мы подробно разберем основные виды косвенных налогов в России, рассмотрим порядок их исчисления и уплаты на конкретных примерах. Раскроем все нюансы, с которыми могут столкнуться организации и индивидуальные предприниматели при уплате НДС, акцизов, таможенных пошлин. Также проанализируем преимущества и недостатки косвенного налогообложения для государства, бизнеса и граждан.
Понятие и виды косвенных налогов
К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог с продаж. Основной их особенностью является то, что уплачиваются они не напрямую, а через цену товаров и услуг. То есть плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель.
Акцизы относятся к косвенным налогам. Они взимаются при производстве и реализации подакцизных товаров: алкоголь, табачные изделия, нефтепродукты. Ставки акцизов устанавливаются в твердых суммах на единицу продукции либо в процентах от стоимости.
Какие налоги относятся к косвенным? Помимо акцизов, это НДС, таможенные пошлины, налог с продаж. Они взимаются через цену товаров и услуг и уплачиваются конечным потребителем.
Косвенные налоги в РФ составляют значительную часть доходов бюджета. К примеру, НДС дает более трети всех налоговых поступлений. При этом ставки НДС в России невысокие по сравнению с другими странами – 20% на большинство товаров и 10% на социально значимые категории.
Косвенным налогом является НДС, взимаемый при реализации товаров, работ и услуг на каждом этапе производства и обращения. Пример косвенного налога - акцизы на алкоголь, табак, нефтепродукты. Косвенные налоги отличаются тем, что их платит не производитель, а конечный потребитель через цену товара.
Кто является плательщиками косвенных налогов
Плательщиками косвенных налогов являются физические и юридические лица, которые приобретают товары, работы или услуги для личного потребления. То есть косвенные налоги в конечном итоге платит конечный потребитель, хотя непосредственно перечисляют их в бюджет производители и продавцы товаров.
Формально плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели. Однако фактически этот налог возлагается на покупателя, так как включается в цену товаров и услуг.
Акцизы уплачивают организации-производители подакцизных товаров либо организации, ввозящие их на территорию РФ. Но в конечном счете бремя акцизов несут покупатели алкоголя, сигарет, бензина и других подакцизных товаров.
Таможенные пошлины при импорте товаров платит лицо, перемещающее их через таможенную границу. Однако в стоимость импортируемых товаров закладывается сумма уплаченной пошлины, поэтому реально ее бремя несет конечный потребитель.
Порядок исчисления и уплаты НДС
Рассмотрим порядок исчисления и уплаты НДС.
НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке (20% или 10%) доля от стоимости реализованных налогоплательщиком товаров, работ и услуг. Налоговая база определяется исходя из цен реализации с учетом акцизов (для подакцизных товаров).
При исчислении НДС применяется механизм налоговых вычетов. Из суммы НДС, исчисленной к уплате, налогоплательщик может вычесть суммы налога, уплаченные им поставщикам при приобретении товаров, работ и услуг для производственных целей.
Таким образом, в бюджет уплачивается разница между НДС, начисленным с выручки от реализации, и суммой налога, уплаченного поставщикам. Это позволяет избежать двойного налогообложения.
Срок уплаты НДС - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом или месяцем). Уплата производится отдельно по операциям, облагаемым по ставкам 20% и 10%.
Отчетность по НДС представляется ежеквартально, если сумма налога за предыдущие 4 квартала не превышает 1 млн руб. В остальных случаях отчетность сдается ежемесячно.
Таков в общих чертах порядок исчисления и уплаты НДС - одного из основных косвенных налогов в Российской Федерации, значительная доля доходов бюджета формируется за счет него.
Особенности исчисления акцизов в России
К косвенным налогам относятся акцизы на отдельные виды товаров, в частности алкогольную и табачную продукцию, нефтепродукты. Рассмотрим особенности исчисления акцизов в Российской Федерации.
Акцизы устанавливаются в твердых суммах на единицу продукции или в процентах от стоимости. Для алкоголя используются комбинированные ставки - твердая сумма + процент от цены.
Ставки акцизов ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции. К примеру, на 2023 год ставки выросли на 4% по сравнению с 2022 годом.
При исчислении акцизов на алкоголь применяется минимальная розничная цена за 0,5 л продукции. Если фактическая цена ниже минимальной, акциз рассчитывается исходя из минимальной.
Для табачных изделий действуют комбинированные ставки акциза: твердая сумма за 1 000 штук + процент от максимальной розничной цены. При этом есть минимальные ставки акциза.
На нефтепродукты (бензин, дизтопливо) акцизы устанавливаются в твердых суммах на тонну. Ставки зависят от класса топлива.
Акцизы исчисляются налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Уплата производится не позднее 25-го числа следующего месяца.
Предусмотрены налоговые вычеты по акцизам при экспорте подакцизных товаров, а также при использовании их в качестве сырья для дальнейшего производства.
В целом механизм исчисления акцизов в России направлен на повышение налоговой нагрузки на производителей и стимулирование роста розничных цен для сдерживания потребления.
Нюансы уплаты таможенных пошлин при импорте
К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Рассмотрим нюансы уплаты таможенных пошлин.
Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров или в евро/долларах за единицу. При импорте продукции из стран ЕАЭС действуют нулевые ставки пошлин.
Таможенная стоимость определяется исходя из цены сделки с импортируемыми товарами. Если таможенный орган сочтет заявленную стоимость заниженной, он может самостоятельно определить таможенную стоимость.
Пошлины подлежат уплате в полном объеме при декларировании товаров, до их выпуска для внутреннего потребления. Возможна отсрочка уплаты при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате пошлин.
Предусмотрены льготы и освобождения от уплаты ввозных пошлин: для отдельных категорий товаров, при ввозе оборудования в качестве вклада в уставный капитал, для некоммерческих товарных партий и др.
Необоснованное занижение таможенной стоимости или недостоверное декларирование сведений, используемых для исчисления пошлин, влечет административную и уголовную ответственность.
Таким образом, уплата таможенных пошлин имеет свои особенности и нюансы, которые необходимо учитывать участникам внешнеэкономической деятельности, чтобы исключить нарушения таможенного законодательства и не понести дополнительных расходов.
Льготы по уплате косвенных налогов
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Российское законодательство предусматривает ряд льгот и освобождений по уплате косвенных налогов.
По НДС действуют пониженные ставки 10% и 0% на социально значимые товары и услуги: продукты, детские товары, медицинские изделия, услуги ЖКХ и др. Кроме того, не облагаются НДС операции по реализации ценных бумаг, услуг в сфере культуры и др.
От уплаты акцизов освобождается экспорт подакцизной продукции. Льготные ставки акцизов установлены на спиртосодержащую продукцию, произведенную крестьянскими хозяйствами.
Нулевые ставки таможенных пошлин действуют в отношении товаров, импортируемых из стран ЕАЭС. Также предусмотрены освобождения от уплаты пошлин для отдельных категорий товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организаций.
Таким образом, государство устанавливает льготы по косвенным налогам в целях поддержки отдельных категорий налогоплательщиков и стимулирования ввоза/производства социально значимых товаров.
Ответственность за нарушение порядка уплаты
Рассмотрим ответственность за нарушение порядка уплаты косвенных налогов.
Нарушение сроков уплаты косвенных налогов влечет взимание пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченных сумм за каждый день просрочки.
За неправомерное неперечисление НДС предусмотрен штраф 20% от неуплаченной суммы. За аналогичное нарушение по акцизам и таможенным пошлинам - штраф 40%.
Непредставление декларации по НДС в установленный срок влечет штраф 5% неуплаченного налога за каждый полный/неполный месяц со дня, установленного для ее подачи.
За неуплату или неполную уплату НДС вследствие занижения налоговой базы предусмотрен штраф 20% от недоимки, а также уголовная ответственность.
За грубое нарушение правил учета и декларирования подакцизных товаров для исчисления акциза может последовать уголовное наказание.
Таким образом, за нарушение порядка уплаты косвенных налогов законодательством установлена строгая административная и уголовная ответственность, чтобы стимулировать добросовестное налоговое поведение.
Преимущества косвенного налогообложения
К преимуществам косвенного налогообложения относится его простота и прозрачность. Благодаря им процесс сбора налогов автоматизирован и не требует от налогоплательщиков особых усилий. Акцизы относятся к косвенным налогам и взимаются автоматически при продаже определенных товаров.
Собираемость косвенных налогов в РФ высокая за счет того, что они включены в цену товаров и услуг
Косвенное налогообложение позволяет государству оперативно пополнять бюджет, регулируя ставки.
Недостатки и сложности косвенных налогов
Косвенные налоги - НДС, акцизы и другие - на практике имеют и существенные минусы для разных категорий налогоплательщиков.
Для физических лиц основной проблемой является увеличение стоимости товаров из-за включения налогов в их цену. В результате снижается покупательская способность населения. У компаний появляются дополнительные расходы на ведение налогового учета, подготовку и сдачу отчетности.
Большие проблемы возникают при возврате НДС экспортерам. По статистике, в среднем на возврат уходит 49 дней при нормативных 7 днях. Это связано со сложной процедурой проверки документов налоговыми органами.
- Косвенные налоги могут стимулировать уход компаний в тень и развитие теневой экономики.
- Высокие ставки косвенных налогов снижают конкурентоспособность отечественных товаров.
Таким образом, на практике косвенное налогообложение сопряжено с рядом серьезных проблем для бизнеса и населения. Их решение требует дальнейшего совершенствования законодательства в сфере косвенного налогообложения.
Перспективы развития косвенного налогообложения
Несмотря на недостатки, перспективы развития косвенного налогообложения достаточно широки.
Во-первых, ожидается дальнейшее расширение перечня товаров и услуг, облагаемых косвенными налогами. Это позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней без повышения налоговой нагрузки на бизнес.
Во-вторых, возможно введение прогрессивных ставок косвенных налогов для стимулирования производства и потребления социально-значимых товаров и услуг.
- Ожидается расширение использования цифровых технологий для автоматизации процессов уплаты и администрирования косвенных налогов
- Вероятно реформирование механизма возмещения НДС, который в настоящее время является одной из основных проблем в этой сфере
Таким образом, несмотря на текущие сложности, косвенное налогообложение будет и дальше играть важную роль в формировании доходной части бюджета РФ. Его преимущества при грамотном подходе перевешивают потенциальные недостатки.
Косвенные налоги играют важную роль в формировании доходной части бюджета Российской Федерации. С их помощью государство регулирует экономику и социальную сферу, стимулирует или сдерживает производство и потребление отдельных товаров.