Очень интересный автомобиль – ЛуАЗ 1302, сочетающий в себе самые противоположные черты. Он был востребован, но в нужных объемах не производился, отличался простотой, неприхотливостью и фантастической проходимостью, но к нуждающимся в таком автомобиле не попадал. Рождался как воин, но не нашел себе места в мирной жизни, даже как колхозник. Такое положение складывалось каждый раз, когда возникала возможность использовать этот автомобиль.
Как часто случалось раньше в истории, инициаторами появления такой машины стали военные. Боевые действия в Корее 1949-1953 годов выявили необходимость нового типа автомобиля – транспортер переднего края (ТПК). Его задачей была эвакуация раненых, доставка боеприпасов, транспортировка легкой артиллерии. Да и для ВДВ требовался вездеход, который допускал десантирование с воздуха без дополнительной грузовой платформы. Вот так и появилась идея легкого плавающего вездехода, получившего индекс ЛуАЗ 967, впоследствии переименованного в ЛуАЗ 1302.Первоначальная версия автомобиля разрабатывалась специалистами НАМИ. Для первого образца предусматривался стеклопластиковый несущий кузов, независимая подвеска, передний привод и мотоциклетный двигатель. Однако результаты испытаний оказались отрицательными, и к разработке второго образца были подключены специалисты Запорожского завода. В результате их совместного труда родился непривычный по тем временам автомобиль ЛуАЗ.
Автомобиль ЛуАЗ 967, правопреемником которого стал ЛуАЗ 1302, обладал очень высокой проходимостью. Этому способствовал значительный клиренс (280 мм), колесные редукторы, малый вес автомобиля. Он мог преодолевать подъемы до 58 градусов, при необходимости мог из укрытия тянуть груз до 200 кг лебедкой (длина 100 метров). Его размеры (вертикальные) могли быть уменьшены, автомобиль мог управляться водителем лежа, при этом ветровое стекло откидывалось вперед.
В 1978 году в Турине на международном салоне автомобиль признавался в числе десяти лучших автомобилей Европы, однако, изготавливался малыми объемами относительно существующего спроса, в основном для армии. Конечно, он не соответствовал никаким нормам по комфорту и удобству. Его можно сравнить с первыми Виллисами, примерно то же самое. Но для жителей села, да и многих горожан того времени, неизбалованных и не отягощенных лишним комфортом, это был очень даже востребованный автомобиль. Потребители проводили тюнинг ЛуАЗ своими силами в меру своего понимания и использовали его в повседневной жизни.Его не раз пытались производить для сельских жителей, рыбаков и туристов. Но то не хватало мощностей, то планы оказались не согласованы, а потом и время прошло. На смену ЛуАЗ 1302 пришли в свободную продажу новые, комфортные и быстроходные машины, и этот автомобиль, несмотря на свои достоинства, стал никому не нужен. А автомобиль очень интересный.