Важной задачей при обучении русскому языку является формирование у ребенка навыков грамотного и правильного письма. Для этого школьникам предлагается заучивать правила, выполнять определенные упражнения. В некоторых случаях, чтобы написать верно, достаточно просто подобрать проверочное слово. А вот алгоритм данной операции ребенок должен запомнить, а также случаи, когда его можно применить.
Так, в орфографии имеется правило относительно безударной гласной в корне. Чтобы определить, какая именно буква должна писаться, школьник должен подобрать такое однокоренное слово, чтобы на проверяемый звук падало ударение. Примером могут служить такие простые случаи, как "коты - кот". Здесь нужно отметить, что проверочное слово должно быть не только однокоренным, но и близким по лексическому значению.
В русском языке существуют омофоны. Эти слова имеют одинаковое произношение, но различные лексические значения. К примеру, омофонами будут "примирять" и "примерять". В первом случае, глагол произошел от существительного "мир" (примирять товарищей), а во втором - от "мерить" (примерять одежду). Поэтому, подбирая проверочное слово, нужно учитывать и его значение.
В программу школы включены не только простые случаи, но и более сложные, когда имеется чередование в корне. Примером может служить слово "поглощать". Проверяется оно существительным "глотка". Детям необходимо объяснить суть процесса чередования, и каким образом он происходит. Также примером может служить "укрощать". Проверочное слово в данном случае будет "кроткий" или "кротость". Здесь ребенка важно познакомить с лексическим значением, а также показать подобные случаи (упрощать и т. д.).
Проверочное слово к безударному звуку не всегда можно подобрать. Существуют исключения, на написание которых влияют исторические закономерности развития языка. Школьникам их предлагается просто запомнить. Обычно они включаются в словари, которые имеются в учебниках.
Есть ситуации, когда правило применить не так просто, как кажется. Например, часто вызывает затруднения у детей написать слово "седой". Проверочное слово в данном случае можно взять "сед", однако, оно практически вышло из обихода, и его можно встретить лишь в некоторых литературных произведениях. Помимо этого можно взять уменьшительно-ласкательное "седенький", которое также встречается в речи достаточно редко.
Для того чтобы научить школьников подбирать проверочное слово по данному правилу, рекомендуется использовать определенный алгоритм. Можно взять те, которые предлагают авторы программ учебного предмета, или составить с учениками самостоятельно (в последнем случае отмечается лучший эффект запоминания).
Примером может служить следующий алгоритм. Во-первых, выделяется орфограмма. Далее подбираются однокоренные слова (в начале той же части речи, если не получается, то другой). Делается вывод, можно ли проверить безударный звук таким способом. Если да - пишем правильно, в противном случае - обращаемся к словарю.
Постоянное закрепление правила и упражнения, направленные на это, являются основой успеха и еще одним шагом к освоению грамоты.