Социум – сложный, многомерный организм. Помимо экономической сферы, области политики и государственного устройства, социальных учреждений, существует еще и духовная плоскость. Она проникает во все перечисленные выше сферы жизнедеятельности коллектива, зачастую оказывая на них сильное влияние. Духовная жизнь общества - это система идей, ценностей, понятий. Она включает в себя не только накопленный багаж научных знаний и достижений прежних веков, но и этические нормы, принятые в социуме, ценностные установки и даже религиозные верования.
Все богатство чувств людей, взлеты их мысли, наиболее гениальные творения и свершения создают некий фонд. Это и есть духовная жизнь общества. Философия, искусство, религия, нравственность и наука, с одной стороны, хранят накопленные предшествующими поколениями идеи, теории, знания, а с другой - постоянно продуцируют новые свершения. Духовная сфера всепроникающая: она влияет на другие пласты жизни социума. Так, к примеру, уважение к правам человека приводит к созданию демократических государств, где народ имеет возможность контролировать официальных лидеров.
Духовная жизнь общества - это комплексный феномен. Однако для удобства эту сферу деятельности принято разделять на теоретическую и практическую (прикладную). Первая, отталкиваясь от опыта предшественников, творит новые идеи, создает новые идеалы, совершает прорывы в научных достижениях и производит революцию в искусстве. Эти невидимые глазу новые знания и идеи, образы и ценности находят свое выражение в видимых предметах: новых девайсах и техниках, художественных произведениях и даже законах. Практическая сфера хранит, воспроизводит, распространяет, а также потребляет эти наработки. Тем самым меняется сознание людей, членов социума.Духовная жизнь общества и индивидуума – это единое целое. Люди разные, а потому их духовное существование подчас разительно отличается. Окружение оказывает на личность, особенно в раннем возрасте, на стадии воспитания и обучения, огромное влияние. Люди впитывают в себя знания и умения, накопленные человечеством за прошедшие века, осваивают их. Потом приходит черед эмпирического познания мира: индивидуум через свой опыт что-то принимает, а что-то отбрасывает из того, что предлагает ему коллектив. Существуют, правда, еще законы, с которыми человек вынужден считаться, даже если он не разделяет моральных ценностей, которые эти установления породили.
Можно сказать, что духовная жизнь общества постоянно влияет на внутренний мир индивидуума. Он рождается как бы дважды: сначала появляется на свет биологическая особь, а затем – в процессе воспитания, обучения и переосмысления собственного опыта – личность. В этом смысле социум оказывает на нее огромное, созидающее влияние. Ведь, как утверждал Аристотель, человек – животное общественное. И даже если индивидуум исповедует готтентотскую мораль (если я украду у другого – это хорошо, а если у меня украдут – это плохо), то на людях он будет вести себя иначе, то есть мимикрировать под гражданина с современными, общепринятыми моральными ценностями (красть – однозначно плохо).С другой стороны, социум немыслим без его членов, без отдельных людей. А потому духовная жизнь общества получает постоянную подпитку от отдельных представителей, творцов, ученых, религиозных лидеров. Лучшие их деяния входят в копилку культуры человечества, развивая социум, двигая его вперед, совершенствуя. В этом смысле личность выступает не как объект, а как субъект духовных ценностей.