Санкт-Петербург славится своими разводными мостами через Неву. Эти инженерные сооружения являются визитной карточкой города и привлекают туристов со всего мира. Всего в Петербурге насчитывается более 20 разводных мостов, из которых регулярно разводят около 10. Каждый из мостов имеет свою неповторимую конструкцию и историю создания. Разводные мосты Петербурга отличаются количеством разводных пролетов, типом разводки, архитектурным стилем и расположением над водной артерией города. В статье мы подробно рассмотрим историю возникновения разводных мостов Санкт-Петербурга, их основные типы и стили, а также опишем процесс разводки и особенности наиболее известных разводных мостов Северной столицы.
История строительства разводных мостов
Строительство первых разводных мостов в Санкт-Петербурге началось еще в XVIII веке по указу Петра I. Это были деревянные конструкции, которые разводились вручную. Одним из первых разводных мостов стал Исаакиевский мост, построенный в 1805-1811 годах. Он имел разводной пролет шириной 23 метра и разводился при помощи лебедок.
В середине XIX века стали появляться чугунные и стальные разводные мосты. Они строились по проектам известных инженеров - строителей мостов Санкт-Петербурга. Среди них можно назвать такие мосты, как Большеохтинский (1853 г.), Литейный (1879-1881 гг.), Троицкий (1903 г.). Эти мосты уже оснащались механическими лебедками для разводки.
В советское время продолжилось активное строительство новых разводных мостов. Были построены такие известные мосты, как Володарский (1955-1957 гг.) и Александровский (1965-1967 гг.). Эти мосты уже имели современную гидравлическую систему разводки. Также была проведена реконструкция многих старых мостов с заменой механизмов разводки.
Основные типы разводных механизмов
На протяжении истории в Санкт-Петербурге использовались различные типы разводных механизмов. Их можно разделить на несколько основных категорий:
- Ручная разводка с использованием лебедок и воротов
- Механическая разводка с помощью зубчатых колес, шестеренок, цепных и канатных передач
- Гидравлическая система разводки с использованием мощных гидроцилиндров
Ручная система, как правило, применялась на самых ранних деревянных и чугунных мостах Санкт-Петербурга. Она отличалась простотой устройства, но требовала значительных физических усилий и времени для разводки моста. К примеру, на Тучковом мосту ручная разводка занимала около 30 минут. С появлением механических разводных механизмов время разводки сократилось до 10-15 минут. Механическая разводка использовала различные зубчатые и червячные редукторы, шестерни, а на некоторых мостах применялась оригинальная система с фрикционными катками.
Наиболее современный способ разводки мостов - гидравлическая система с мощными гидроцилиндрами. Она позволяет полностью развести 300-тонные крылья грандиозного Дворцового моста всего за 1-2 минуты. Управление гидравлической разводкой полностью автоматизировано и осуществляется из операторской. На некоторых исторических мостах Санкт-Петербурга до сих пор сохранились элементы ручной или механической разводки. Это сделано для того, чтобы иметь резервную систему разводки на случай выхода из строя современного гидравлического оборудования.
Архитектурные стили разводных мостов Петербурга
Разводные мосты Санкт-Петербурга отличаются разнообразием архитектурных стилей. Это обусловлено длительной историей их строительства с XVIII века до наших дней. Среди основных архитектурных направлений можно выделить:
- Классицизм (Исаакиевский, Эрмитажный мосты)
- Эклектика (Литейный, Троицкий, Большеохтинский мосты)
- Модерн (Биржевой, Сампсониевский мосты)
- Конструктивизм (Кантемировский мост)
- Современные мосты (Володарский, Александровский)
Мосты, построенные в XVIII - первой половине XIX века, выполнены преимущественно в стиле раннего классицизма. Это простые, лаконичные конструкции из песчаника и гранита с минимумом декора. Яркий пример - разведенный в 1855 году Исаакиевский мост. Во второй половине XIX века появляются мосты в эклектичном стиле, сочетающем элементы разных архитектурных направлений. Это, как правило, чугунные конструкции с богатой лепниной и декором в виде фонарей, кронштейнов, перил. Примеры - Литейный, Троицкий мосты.
На рубеже XIX-XX веков строятся изящные мосты модерна с легкими металлическими фермами и декоративным оформлением в виде кованых решеток, фонарей. Яркий образец - Биржевой мост. В советскую эпоху появляются лаконичные монументальные мосты в стиле конструктивизма (Кантемировский), а также современные мосты со стальными балками проезжей части и оригинальным архитектурным решением опор (Володарский, Александровский).
Технология разводки современных мостов
Подавляющее большинство разводных мостов в Санкт-Петербурге в наши дни оснащены современной автоматизированной гидравлической системой разводки. Она включает в себя несколько основных элементов:
- Мощные гидроцилиндры, которые непосредственно открывают и закрывают разводной пролет моста
- Насосные станции с электродвигателями, поршневыми и шестеренными насосами высокого давления
- Емкости с запасом рабочей жидкости (в качестве которой чаще всего используется масло)
- Система распределительных трубопроводов и запорной арматуры
- Автоматизированная система управления разводкой
Процесс разводки моста происходит следующим образом:
- Оператор запускает программу автоматической разводки из диспетчерской
- Гидростанция запускает насосы и подает масло под давлением в гидроцилиндры
- Поршни гидроцилиндров выдвигаются и открывают разводной пролет
- После прохождения судов оператор дает команду на закрытие моста
- Гидроцилиндры возвращают крылья моста в исходное положение
Вся процедура занимает 1-2 минуты для средних мостов и до 3-5 минут для таких гигантов как Дворцовый мост. Управление разводкой мостов полностью автоматизировано. Предусмотрено также резервное ручное управление на случай отказа электронной системы управления.
Самые известные разводные мосты Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург славится своими уникальными разводными мостами. Среди более чем двухсот мостов города около двадцати являются разводными. Наибольшей известностью и популярностью среди них пользуются следующие:
- Дворцовый мост — самый большой разводной мост Санкт-Петербурга, соединяющий Дворцовую площадь и Васильевский остров. Отличается элегантным архитектурным обликом, разводится очень быстро благодаря уникальной конструкции.
- Троицкий мост — один из самых узнаваемых символов города, изображен на 100-рублевой купюре. Расположен в историческом центре города, в створе проспекта Карла Маркса.
- Благовещенский мост — самый длинный пешеходный разводной мост в мире. Соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. Имеет ажурную конструкцию, разводится редко.
- Литейный мост — старейший действующий разводной мост Петербурга, эксплуатируется с 1880 года. Отличается богатым декором в «русском» стиле.
- Володарский мост — первый в Ленинграде железобетонный разводной мост. Открыт в 1957 году. Имеет футуристический вид.
Эти исторические разводные мосты являются визитной карточкой Санкт-Петербурга, а их уникальная разводка привлекает множество туристов в белые ночи. Каждый из них имеет богатую историю и неповторимый архитектурный облик.