В 66 году н.э. вспыхнуло восстание евреев против римского владычества. Император Нерон послал армию под предводительством Веспасиана, чтобы подавить мятеж. Хотя римляне захватили бо́льшую часть Иудеи, Иерусалим держал оборону.
После смерти Нерона в 68 году Веспасиан стал императором, а его сын Тит возглавил осаду Иерусалима. 30 августа 70 года римляне взяли город штурмом и полностью разрушили Храм.
Начало иудейского восстания
В 66 году н.э. произошло восстание евреев против римского владычества. Поводом послужили притеснения со стороны римлян, а также религиозные противоречия. Восстание началось в Иерусалиме, а затем распространилось на другие области Иудеи.
«Когда был разрушен Иерусалим» - эта трагическая фраза относится к событиям 66-70 годов н.э., когда римская армия подавила восстание евреев. Восстание завершилось взятием Иерусалима, разрушением Второго Храма и массовым изгнанием евреев.
Римский император Нерон отправил для подавления восстания армию во главе с Веспасианом. Сын Веспасиана Тит возглавил последний штурм Иерусалима, который и привел к трагедии 70 года н.э.
Штурм Иерусалима римской армией
В 66 году н.э. римский император Нерон отправил армию под предводительством Веспасиана для подавления восстания евреев в Иудее. Несмотря на первоначальные успехи, римлянам не удалось взять Иерусалим, и осада затянулась.
«Когда был разрушен Иерусалим» - после смерти Нерона в 68 году и прихода к власти Веспасиана, командование войсками принял его сын Тит. В 70 году н.э. его армия в составе трех легионов двинулась на Иерусалим.
Последовала жестокая осада, длившаяся несколько месяцев. Римляне соорудили вокруг города крепостную стену для полной изоляции защитников Иерусалима. Голод и эпидемии привели к большим жертвам среди осажденных.
30 августа 70 года римской армии удалось пробиться в город и захватить его после ожесточенных уличных боев. Спустя неделю Тит приказал полностью разрушить Иерусалим, в том числе и Второй Храм.
Так исполнилось предсказание Иисуса Христа и сбылась трагическая фраза «когда был разрушен Иерусалим». Разрушение Святого города и Храма стало величайшей трагедией для еврейского народа.
Разрушение Второго Храма
После захвата Иерусалима римскими войсками во главе с Титом в августе 70 года началось полное разрушение города по приказу императора. Особое внимание было уделено Второму Иерусалимскому храму – центру религиозной жизни иудеев.
Когда был разрушен Иерусалим - эта фраза относится к разрушению Второго Храма, построенного после возвращения из Вавилонского плена. Храм был полностью разобран камень за камнем воинами X легиона.
Согласно историку Иосифу Флавию, спустя месяц после падения Иерусалима от храма не осталось камня на камне. Все ценности, включая священные предметы культа, были вывезены в Рим и продемонстрированы в триумфальном шествии Тита.
Разрушение Храма имело катастрофические последствия для еврейского народа. Был нарушен устоявшийся уклад жизни, основанный на следовании религиозному закону и храмовому культу.
Трагедия 70 года нашей эры навсегда лишила евреев возможности совершать жертвоприношения и другие обряды, предписанные Торой, что предопределило дальнейшую судьбу иудаизма.
Пленение и продажа в рабство евреев
После взятия Иерусалима римской армией последовали массовые казни и пленение оставшихся в живых защитников города. Тит приказал захватить и всех горожан, переживших осаду и штурм.
«Когда был разрушен Иерусалим», тысячи мирных жителей были обращены в рабство и угнаны римлянами. По сообщению Иосифа Флавия, более 97 тысяч пленников были отправлены на принудительные строительные работы в Египет.
Оставшиеся в живых защитники крепости были казнены. В плен попало значительное число представителей иудейской знати и духовенства. Многие из них также были проданы в рабство по всей Римской империи.
Тит устроил грандиозный триумф в Риме по случаю подавления Иудейского восстания. Перед его колесницей в цепях шло множество пленных евреев. Захваченные при разрушении Иерусалима священные реликвии демонстрировали как военные трофеи.
Последствия для еврейского народа
Разрушение Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. имело катастрофические последствия для еврейского народа. Был нанесен сильнейший удар по основам религии и национальной идентичности иудеев.
Иерусалим разрушен - эти слова знаменуют конец эпохи единого духовного центра, которым на протяжении многих веков был Храм в Иерусалиме. Его потеря прервала линию преемственности жертвенного культа.
Отныне религиозная практика евреев сосредотачивается на изучении Торы и молитве. Канон Мишны становится центральным религиозным трудом иудаизма. Рассеяние евреев по миру ведет к возникновению диаспоры.
Утрата государственности и мечта возвращения на Святую Землю в течение веков сохранятся как важнейшие составляющие еврейского национального самосознания.
Предсказание Иисуса о разрушении Храма
Согласно Евангелиям, Иисус Христос предсказал будущее разрушение Иерусалимского Храма за несколько десятилетий до трагических событий 70 года н.э.
Когда ученики с восхищением отзывались о великолепии храмовых построек, Иисус произнес пророческие слова: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».
Это предсказание сбылось во всех деталях. Тогда от Храма действительно не осталось ничего, все было стерто с лица земли римскими легионерами.
Христианская традиция видит в этом исполнение пророчества Иисуса, а также Божественный приговор, обрушившийся на иудеев, не признавших Мессию.
Предсказание Иисуса является еще одним свидетельством Его божественной природы для христиан всего мира. А для иудеев трагическая дата когда был разрушен Иерусалим означает крушение прежнего мироустройства.
Правление Тита и Домициана после разгрома Иерусалима
После подавления Иудейского восстания и взятия Иерусалима Тит пробыл недолго у власти, всего два года, с 79 по 81 н.э. Его преемником стал младший брат Домициан.
При Домициане начались гонения на христиан как «врагов римского народа». Он провозгласил себя богом и потребовал поклонения.
Это положило начало гонениям на христиан в истории раннего христианства. При Тите и Домициане происходит окончательный разрыв между этими религиями.
Для иудеев продолжаются испытания изгнания и утраты Храма. Христиане также подвергаются гонениям, но их вера быстро распространяется по всей Римской империи.
Память о трагедии в еврейской традиции
Разрушение Второго Иерусалимского храма в 70 году н.э. стало трагедией для еврейского народа. Согласно Талмуду, после разрушения Храма закрылись все Небесные Врата, кроме Ворот Слез. Поэтому оставшаяся от Храма Западная стена получила название «Стены Плача» - здесь евреи оплакивают утрату священного места.
Ежегодно в день разрушения Храма отмечается траурный пост Тиша бе-Ав. В этот день в синагогах читают Плач Иеремии и проводят траурные богослужения. Многие евреи приходят к Стене Плача, чтобы оплакать утрату.
У евреев также бытует поверье, что Мессия придет и восстановит Храм в тот момент, когда еврейский народ будет готов принять его. Поэтому евреи ждут Мессию и надеются, что он восстановит Храм и вернет евреям Иерусалим.
Таким образом, для евреев память о разрушении Второго храма до сих пор актуальна. Эти трагические события отмечаются ежегодно, а место Храма - Стена Плача - является священным для каждого еврея.
Безуспешные попытки восстановить Храм
После разрушения Второго Иерусалимского храма римскими войсками в 70 году н.э. у евреев неоднократно возникали попытки восстановить священное место. Однако все эти попытки оказались безуспешными.
В 130 году н.э. император Адриан приказал возвести на месте разрушенного Храма святилище Юпитера Капитолийского. Это вызвало новое еврейское восстание под предводительством Бар-Кохбы в 132-135 годах. Однако восстание было подавлено, Иерусалим превращен в римскую колонию Элию Капитолину, а евреям запрещено селиться в нем.
В IV веке римский император Юлиан Отступник разрешил евреям восстановить Храм. Однако строительные работы прерывались серией землетрясений и пожаров, которые евреи восприняли как Божественный знак о запрете на восстановление Храма. После смерти Юлиана в 363 году все работы были окончательно прекращены.
В 614 году персидский царь Хосров II завоевал Иерусалим и разрешил евреям восстановить Храм. Однако в 629 году византийский император Ираклий отбил город и вновь изгнал евреев. Так повторялось несколько раз на протяжении VII века.
Последняя попытка восстановить Храм была предпринята халифом Омейядов Абд аль-Маликом, который в 691 году возвел на Храмовой горе мечеть Куббат ас-Сахра. С тех пор мусульмане контролируют это место, не позволяя евреям приближаться к фундаменту Храма.
Таким образом, на протяжении почти тысячи лет евреи предпринимали отчаянные попытки вернуть себе священное место и восстановить разрушенный римлянами в 70 году Храм. Однако политические и религиозные противоречия не позволили этого сделать.
Археологические свидетельства разрушения
Разрушение Второго Храма в Иерусалиме в 70 году н.э. оставило глубокий след в археологии Святого города. Раскопки на Храмовой горе и в Старом городе Иерусалима позволили обнаружить многочисленные артефакты и архитектурные остатки, свидетельствующие о масштабах разрушения.
Среди наиболее впечатляющих находок - гигантские обработанные каменные блоки, которые в древности были частью Храма. Некоторые из этих камней весят более 100 тонн. Они были сброшены римлянами с Храмовой горы во время разрушения Храма. До сих пор эти «падшие камни» валяются у подножия западной стены Храмовой горы. Их размеры и вес свидетельствуют о грандиозных масштабах сооружений Иродова Храма.
Кроме того, археологи нашли следы пожарища на Храмовой горе, оставшиеся от пожара, уничтожившего Храм в 70 году н.э. Обнаружен массивный слой золы и обугленных деревянных балок. Это подтверждает сообщения древних историков о том, что Храм горел в течение нескольких дней.
Были найдены золотые монеты времен Нерона и другие артефакты.
Исторические хроники Иосифа Флавия
Одним из важнейших исторических источников о разрушении Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. являются труды еврейского историка Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 100 гг. н.э.).
Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в семье священника. Он принимал участие в Первой Иудейской войне против римлян в 66-70 гг. н.э., а затем перешел на сторону Рима. После разгрома Иудеи Флавий поселился в Риме и написал несколько фундаментальных трудов по истории еврейского народа.
В своей работе «Иудейские древности» Флавий детально описывает предысторию Иудейской войны и обстоятельства осады и взятия Иерусалима римскими войсками. Он также повествует о разрушении Второго Храма.
По словам Флавия, римский полководец Тит отдал приказ своим солдатам «сровнять с землей весь город и Храм». Римляне полностью разрушили все сооружения на Храмовой горе. «Ни один из прежних зданий не уцелел, ибо все до основания было выжжено и срыто», - пишет Иосиф Флавий.
Историк описывает, что солдаты вырывали камни из фундамента Храма и сбрасывали их вниз с Храмовой горы. Огромные каменные блоки разбивались о мостовую внизу. «Весь холм, на котором стоял храм, был завален камнями», - сообщает Флавий.
Флавий также рассказывает, что римские воины подожгли Храм, и он горел в течение нескольких дней. Пожар уничтожил все деревянные конструкции. После этого солдаты «с огнем и железом прошли по всему городу», разрушая дома и убивая уцелевших жителей.
Согласно Флавию, число погибших иудеев исчислялось сотнями тысяч. 97 тысяч человек были захвачены в плен и отправлены на принудительные работы в Египет. Многие умерли от голода и болезней во время осады.
Таким образом, хроники Иосифа Флавия дают нам яркое представление о масштабах трагедии, постигшей Иерусалим в 70 году н.э. Благодаря его свидетельствам, мы можем в подробностях узнать о ходе штурма города римлянами и полном разрушении ими Второго Храма.
Изображение на Арке Тита в Риме
Одним из важнейших иконографических свидетельств разрушения Иерусалима и Второго Храма являются рельефы на триумфальной Арке Тита в Риме.
Арка Тита была воздвигнута в честь императора Тита после его смерти в 81 году н.э. его младшим братом и преемником Домицианом. Арка увековечила победу Тита над восставшей Иудеей в 70 году.
На внутренней стороне арки высечены два рельефа, изображающие триумфальное шествие Тита в Риме после подавления Иудейского восстания. На рельефах запечатлен момент, когда римские легионеры несут сокровища разграбленного Иерусалимского храма.
На одном рельефе изображены солдаты с золотым семисвечником - менорой, которая стояла во Святая Святых Храма. Этот предмет имел огромное сакральное значение для евреев. Изображение меноры на арке олицетворяло триумф языческого Рима над поверженной Иудеей.
На втором рельефе запечатлены легионеры, несущие столы с ритуальными сосудами и трубами, которые также использовались в Храме. Эти изображения наглядно демонстрируют, как римляне разграбили святыни Иерусалима после взятия города.
Кроме меноры и ритуальных предметов, на Арке Тита показаны и другие трофеи - это золотые кубки, серебряные трубы, знамена и доспехи. Все это добыча, захваченная римскими войсками при разрушении Иерусалима.
Таким образом, рельефы на триумфальной Арке Тита дают нам уникальную возможность не только прочитать о разрушении Второго Храма, но и увидеть его изображение, выполненное всего через 10 лет после этих трагических событий древнеримскими скульпторами.
До наших дней Арка Тита сохранилась в Риме на Римском форуме. Каждый год тысячи туристов фотографируют ее рельефы, запечатлевшие один из драматичных эпизодов в истории еврейского народа - разрушение Второго Храма в Иерусалиме римскими захватчиками.
Современное состояние руин Храма
Хотя Второй Иерусалимский храм был полностью разрушен римлянами в 70 году н.э., до наших дней сохранились руины его фундамента на Храмовой горе в Иерусалиме.
После разрушения храма римляне построили на его месте храм Юпитера. Однако в VII веке его разобрали для строительства мечети Аль-Акса. Таким образом, фундамент Второго Храма вновь открылся.
Сегодня туристы могут увидеть остатки монументальных каменных блоков фундамента на восточном склоне Храмовой горы. Это часть той самой стены, которую, по словам Иосифа Флавия, римские солдаты разрушили до основания.
Кроме того, по периметру Храмовой горы сохранилась часть древней крепостной стены времен Ирода Великого. Именно эта стена окружала Храм во время его осады римлянами в 70 году н.э.
Определенный интерес представляют так называемые «падшие камни» - огромные обработанные блоки известняка размером до 10 метров, лежащие у подножия южной и западной стен Храмовой горы. Это части монументальной кладки Храма, сброшенные вниз римскими солдатами в 70 году.
Наиболее почитаемым местом руин Второго Храма является Западная Стена, или Стена Плача. Это единственная часть стены Herodova Храма, которая не была разрушена римлянами. Уже почти 2000 лет Стена Плача служит местом скорби и молитвы евреев.
Таким образом, несмотря на полное разрушение Второго Храма римлянами в 70 году н.э., его руины и по сей день находятся в самом сердце Иерусалима. Эти остатки напоминают о трагических событиях древности и являются объектом паломничества верующих.