Несмотря на то, что с 2003 года полеты пассажирских сверхзвуковых лайнеров не осуществляются, это не значит, что Конкорд – самолет прошлого дня. Основные причины, из-за которых полеты были прекращены – это чрезмерный расход топлива, высокий уровень шума, проблемы с безопасностью. Все это сделало эксплуатацию лайнеров затратной, они не оправдывали вложенных средств.
Впрочем, многим запомнилось удобство, которое мог дать самолет Конкорд – ведь время трансатлантического перелета сокращалось всего до трех часов. В связи с этим многие компании, специализирующиеся на строительстве авиации, сейчас ведут программы разработки новых сверхзвуковых самолетов, лишенных недостатков своих предшественников. В разрабатываемых моделях существенно снижается расход топлива, двигатели становятся менее шумными. В частности, предлагается использовать гибридные конструкции из стандартных турбин и электродвигателей. При этом авиационный керосин заменяется на биотопливо.
Еще одна важная причина, по которой Конкорд (самолет) лишился возможности выполнять рейсы – это закрытое для него воздушное пространство многих стран. Такие меры были предприняты из-за звукового удара, возникающего при превышении скорости звука. Он сопровождается мощной ударной волной, причем он отлично слышен даже при преодолении звукового барьера на высоте в несколько километров. Одна из главных задач, стоящих перед авиастроительными компаниями – максимально нейтрализовать шум, сделать его приемлемым. Для этого предлагается изменить конструкцию самолетов для снижения шумового эффекта. Наиболее экстравагантное решение – некоторые разрабатываемые легкие самолеты, которые для преодоления звукового барьера будут выводиться в верхние слои атмосферы. Данный ход может быть эффективным, однако расходы на организацию рейсов в этом случае будут намного выше тех, что предлагал Конкорд (самолет) или его аналоги.
Вполне возможно, что первые сверхзвуковые лайнеры бизнес-класса начнут совершать рейсы уже в ближайшие годы. Некоторые модели уже сейчас проходят сертификацию. В первое время такими услугами смогут воспользоваться только состоятельные люди, ведь стоимость рейсов будет намного выше, чем у того же Конкорда – а полет на нем мог себе позволить далеко не каждый. Впрочем, постепенное совершенствование технологий должно сделать перелеты доступными для среднего класса. Более того, активное развитие сверхзвуковых перелетов приведет к высокой конкуренции между производителями и операторами, что неизбежно отразиться на ценах – они будут снижаться.
На сегодняшний день Конкорд – самолет наиболее известный среди сверхзвуковых лайнеров, однако в скором времени ему на смену придут другие, более совершенные самолеты. Как уже было отмечено, немало моделей сейчас находится в стадии разработки, другие уже испытываются в виде прототипов и даже проходят сертификацию. Все это указывает на то, что отказ авиационного рынка от сверхзвуковых перелетов был временным явлением.