«Февраль» - это одно из первых известных стихотворений знаменитого поэта. Необыкновенно краткое, лаконичное, емкое, словно бы чеканное, оно одновременно поражает своей многогранностью и красотой.
Анализ стихотворения Пастернака труден именно из-за этой многоликости произведения, нарочитой простоты и внутренней стройности и сложности. Написано оно было еще в 1912 году и совсем скоро, уже в следующем году напечатано в стихотворном сборнике под названием «Лирика», ставшем первым печатным выступлением поэта. Уже в сороковые годы он пишет новый вариант этого произведения, но затем возвращается все же к изначальному.
Как бы ни просто писал сам Пастернак, анализ стихотворения дается потомкам с трудом. Тема его, кажется, понятна. А вот затем все запутывается. Вроде бы февраль, тогда о каком же ливне идет речь? Дело все в том, что все это – выражения, свойственные символизму. Как писал друг поэта и историк литературы Константин Локс, творчество Пастернака – это новая реальность, другое измерение, в котором восприятие и настрой душевного мира сливается с миром настоящим, существующим вокруг человека. И вот тогда все встает на свои места.
Производя анализ стихотворения Пастернака «Февраль», именно с таким подходом нужно действовать: через условную реальность души и ее восприятие самим поэтом идти уже к образам, каждый из которых больше напоминает емкий и красочный символ. Все ранние стихотворения Пастернака – это, прежде всего, картина души, ее терзаний, переживаний и чаяний. Грусть, разлука, печаль… Все это не явления природы, а метания души. Самое первое слово в стихотворении, перед точкой, является своеобразной темой всего произведения. Февраль. Простое, недлинное слово, похожее на удар сердца, слабый толчок, который сдвинет с горы всю лавину.
Производя анализ стихотворения Пастернака, читатель постепенно начинает понимать, что движется отнюдь не в пространстве, а скорее во времени. Ведь речь идет о феврале. Тогда почему «черная весна» и ливень? Ведь это уже скорее март, если не апрель. И уже позднее вырисовывается понимание замысла автора. Начало стихотворения – это своеобразное странствие, путешествие из зимы в грядущую весну. Затем темп ускоряется, пролетает целая сеть событий, пока не приходит последнее четверостишие, монотонное и равномерное, плавно возвращающее читателя к самому началу.
Анализ стихотворения Пастернака выявляет и особенности ритмического построения стихотворения, которое больше напоминает звон колокола. Он то гудит размеренно и низко, то трепещет быстро и нежно. В образном ряду стихотворения очень важную роль играет и звук. Именно он, а не зрительные образы, доминирует в стихотворении. Слякоть грохочущая, шумная, оглушительная какофония вызывают смутную тревогу, ощущение растерянности, и сочетаются с душевными метаниями самого поэта.
Весеннее настроение, пробуждение, желание писать, творить – вот что еще яснее выявляет анализ стихотворения Пастернака. И хоть рождение новых стихов мучительно, напряженно, поэт стремится преодолеть все преграды и в стихотворении нарочно ускоряет время, стремясь к финалу. Отсюда и клик колес, водопад ливня, шумные стаи грачей. Весь этот грохот словно наваливается на поэта, стремясь задавить, погасить пожар в его душе.