Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро "Новокузнецкая"? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.
Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и знаменитые военачальники, за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. "Новокузнецкая" запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени - пролетариев из различных профессий.На потолочных панно станции метро "Новокузнецкая" изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества - уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи керосиновой лампы.
Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой "дороги жизни" на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме "Новокузнецкой", работы Фролова можно еще увидеть на "Маяковской", а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова на Крови (храм Спаса-на-Крови), в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.
Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро "Новокузнецкая" была их вторым совместным детищем после "Сокольников". Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил Москве "Белорусскую"-кольцевую, "ВДНХ", "Спортивную", "Измайловскую", "Щелковскую" и "проспект Вернадского".
Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для "Павелецкой", однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.
Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени - вот что такое "Новокузнецкая". Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями "Третьяковская" Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро "Новокузнецкая".