В школьную программу включены сведения о шести падежах русского языка, каждый учащийся должен знать их значение и уметь склонять имена существительные, местоимения и т.д. Поколения учеников соревнуются в придумывании смешного и нелепого стишка, чтобы облегчить для себя запоминание их порядка при склонении. Да каждый, наверное, с детских лет помнит: «Иван родил…» - и так далее…
Слово «родил» в этой мнемонической скороговорке означает родительный падеж. В грамматическом плане это не прямой, а один из пяти косвенных падежей. Во многих языках он выражает притяжательное отношение, а также выполняет другие функции. Узнать его легко, нужно поставить к имени существительному, местоимению и др. в этой падежной форме вопрос «кого?» или «чего?» со вспомогательным словом «нет», и если оно не изменится, то значит - это родительный падеж. Например:
а) «нет чего?» - солнца, беседы, песни;
б) «нет кого?» - дяди, мамы, собаки.
С родительной падежной формой употребляются предлоги «у», «до», «из», «от», «с», «около», «вокруг», «без», «для». Например: около шалаша, из дома, вокруг беседки. Родительный падеж множественного числа – не исключение. Например: около домов, из ответов, вокруг участков.
Приименный родительный падеж в следующих значениях употребляется без предлогов:
- В значении принадлежности указывает на лицо, владеющее каким-то предметом. Например: стихи Михалкова, пальто брата, набросок художника.
- Выясняет значение, отношения между предметами. Например: директор завода, часть самолета, правило орфографии.
- Указывает на качества и признаки. Например: прилежность школьника, нежность матери, синь неба, красота цветов.
- При числительном или слове, определяющем меру, количество, сравнение. Например: ярче солнца, один метр ткани, десять ребятишек, пять школьников.
- При отглагольном имени, где падежная форма обозначает объект, над которым производится действие. Например: исполнение задания, взятие Перекопа, мытье посуды.
Приглагольный родительный падеж обозначает:
- Прямой объект, если глагол, управляющий глагольной формой, отрицательный. Например: не любит цветов, не отрывает взгляда от картины.
- Если действию управляющего глагола подвергается не весь объект, а только его часть. Например: налить (стакан) молока, съесть (горбушку) хлеба.
- После ряда управляющих глаголов. Например: добиваться успеха, ждать повышения, просить прощения.
- После тех глаголов, что имеют значение удаления, лишения, опасения и подобные. Например: бояться темноты, лишиться приюта.
Часто родительный падеж, окончания его словоформ, ошибочно заменяют другим:
- Винительным с предлогом «за». Например: Пушкин и Лермонтов – певцы за свободу, вместо- певцы свободы.
- Винительным с предлогом «на». Например: Хорошее питание имеет значение не только на больного, вместо - для больного.
- Творительным с предлогом «с». Например: Эмоции не отделимы с чувствами, вместо - от чувств.
- Предложным с предлогом «на». Молодые люди расценивают жизнь на материальной позиции, вместо с материальной позиции.
- Родительным с предлогом вместо родительного без предлога. Например: Общественность осудила грабежи и убийства против мирных жителей, вместо грабежи и убийства мирных жителей.
Неправильное употребление падежей считается грубой речевой ошибкой. Чтобы прослыть грамотным и интеллигентным оратором, необходимо выучить правила склонения.