Сжатое изложение по русскому языку - это один из основных видов творческих работ, которые помогают развить связную речь у учеников. Это умение проверяется в выпускных экзаменах после девятого класса, поэтому изложениям стоит уделить особое внимание, так как эта работа не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Что такое изложение?
В основе этой работы лежит подражание авторскому тексту. Но все же изложение дает ученику шанс самостоятельно развить творческое мышление и показать навыки самостоятельной работы. При работе над изложением ученики анализируют, выделяют основную тему, обращают внимание на одни факты и исключают другие. Обычно для работы предлагают отрывки из произведений русской литературы, но в экзаменационных работах чаще встречаются опубликованные статьи известных журналистов или писателей, направленные на формирование мировоззрения школьников, затрагивающие подростковые и общечеловеческие проблемы.
Работа с подобными текстами хорошо влияет на формирование мышления детей, развивает их творческое воображение, учит работать с текстами, отсеивая ненужную информацию. Стоит также учесть, что этот вид работы развивает различные умения и навыки, учит воспринимать информацию на слух и пересказывать услышанное письменно или устно. А анализ текста, определение темы, идеи автора, которые тот хотел донести до читателей, выявление особенностей как композиционных, так и языковых при воспроизведении переделанного текста формируют у детей коммуникативные навыки и умения.
Основные этапы работы с текстом
- Прослушивание текста. Обсуждение текста, которое помогает воспринимать его как смысловое и тематическое целое.
- Анализирование структуры, чтобы показать, что текст несет не только смысловое и тематическое единство, но и структурное. Также это помогает предупредить ошибки при пересказе.
- Выделение основной темы текста и мысли автора, которую он хотел донести до слушателей. Необходимо составить план и подобрать материалы, которые пока в виде набросков и нужны для раскрытия темы и передачи основной мысли.
Что делать после прослушивания текста?
Рекомендуется при первом прослушивании текста сразу фиксировать ключевые слова, то есть основные понятия, на которых строится текст. Неплохо также перенести в свой текст языковые средства, которые использовал автор. На эту работу дается всего 10 минут, а по истечении времени текст дается на прослушивание повторно, и теперь при воспроизведении необходимо максимально перенести услышанную информацию, чтобы потом выделить нужное и исключить наименее значимое.
После второго прослушивания следует максимально полно воспроизвести текст в письменном виде, чтобы иметь возможность потом с ним работать.
И последний этап - это редактирование текста. Для сжатого изложения это самый важный этап, потому что именно здесь необходимо суметь просеять важную информацию и убрать все лишнее, а также эта работа поможет предупредить речевые ошибки.
Какие навыки и умения формируются?
Почему сейчас обращают особое внимание на умение писать сжатое изложение на тему, важную для современности? На выпускном экзамене, то есть итоговой аттестации после девятого класса, ученики показывают свои умения работать именно с таким видом изложения. Какая задача стоит перед выпускниками? Важно уметь вычленять из воспроизведенного текста главное, уметь использовать языковые средства, чтобы передать максимально кратко и емко важную информацию. Также в этом виде творческой работы проверяют навыки школьника обрабатывать информацию. Получается, что это обобщенная, краткая передача содержания текста.
Ученик должен правильно передать смысл и содержание и не использовать излишне речевые вспомогательные средства. Чтобы правильно выполнить сжатое изложение, нужно определить задачи и выбрать ход действий.
Какие задачи стоят перед учеником?
- Нужно передать содержание, обозначив все микротемы.
- Применить несколько способов сжатия.
- Соблюдая абзацы, написать новый текст без ошибок (пунктуационных, логических и орфографических) объемом от 90 до 110 слов.
Включать для прослушивания текст будут два раза, и между прочтениями на осмысление и осознание дается 10 минут. При первом включении нужно понять суть переданной информации и проблему, которую хотел донести автор. Обязательно нужно обратить внимание на микротемы, их последовательность и расположение. Что такое микротемы? Это несколько предложений, которые объединены одной мыслью. Вот эта общая мысль и есть микротема, и представляет она собой один или несколько абзацев. В сжатом изложении нужно отметить все микротемы основного текста.
Примеры видов компрессии текста
При работе с ним необходимо сократить или полностью устранить второстепенную информацию и оставить главную.
Что значит сжатое изложение?
Есть три способа сжатия текста: исключение, замена и обобщение. Разберем подробнее все эти способы. Если вы пользуетесь методом исключения, то определите главную информацию и те детали, которые можно исключить, а это повторы, синонимы, некоторые несущественные предложения, вводные слова и конструкции. Исключив эти ненужные детали, вы оставляете главную информацию и формируете сжатый текст.
При использовании метода обобщения выделяют необходимую информацию, факты и применяют средства для их более краткой передачи. Таким образом, составляют новый текст. Здесь можно заменять однородные слова общим словом, косвенной речью прямую и соединять несколько предложений простых в одно сложное.
Если вы используете упрощение, обращайте внимание на синтаксические конструкции. То есть вы можете заменить часть сложного предложения деепричастным или причастным оборотом, соединить несколько простых предложений в одно сложное, заменить несколько предложений одним, оставив главную мысль, заменить часть предложения синонимичным выражением, заменить часть предложения указательным местоимением.
Тексты для сжатого изложения публикуют на образовательных сайтах. Они взяты из экзаменационных вариантов прошлых лет, поэтому тренировать свои навыки в работе лучше всего на них.