Творчество Максима Горького – яркая страница в русской советской литературе. С первых же шагов на художественном поприще он заявил о себе как о талантливом самородке, страстно протестующем против уродливых и жестоких проявлений жизни. Идеалы раннего Горького – это свобода человеческого духа, независимость от всяких оков, будь то рамки закона или узы родства, а также страстная любовь к людям, жажда служения им, жажда подвига.
Романтические черты горьковской прозы
Ранний Горький – романтик, благодаря которому в мир читателя вошли такие героические, искромётные образы, как замечательно красивая цыганская пара – Рада и Лойко, всем сердцем любящие друг друга, а ещё больше – личную свободу. Они предпочли погибнуть, но не покориться один другому, однако, память об их красоте и вольности осталась в легендах и воспламеняет людское воображение.
Или ещё два героя, взаимодополняющие и оттеняющие характеры, дела и жизненную позицию – Лара, сын Орла, и Данко, сын некогда свободного племени. Оба героя символизируют некую философию, с которой и знакомит нас писатель в рассказе «Старуха Изергиль».
«Старуха Изергиль», краткое содержание которой сводится к размышлениям о смысле жизни и природе Подвига, имеет трёхчастную композицию и написана в форме «рассказ в рассказе». Первая новелла – повествование о гордеце и эгоисте Ларе, от которого отвернулись люди, и даже сама Смерть, в наказание, отказалась прийти за ним. Будучи сыном женщины и Орла, он возомнил себя выше и лучше всех людей собственного племени. Красивый, как бог, Лара свысока смотрел на старейшин глазами холодными, как льдины. Когда его оттолкнула девушка, он убил её, раздавив ногой грудь. Всё племя содрогнулось – впервые так жестоко и равнодушно при них убивали женщину. А Лара спокойно глядел на возмущённый народ, независимо и высокомерно отвечал на вопросы вождей. Он никого не боялся и не думал раскаиваться. На такую непомерную гордыню старейшины не нашлись, что ответить. Они придумали герою наказание – не убивать, а изгнать его, как отщепенца, из своих рядов и не принимать в общество людей никогда.
Как повествует далее произведение «Старуха Изергиль», краткое содержание его, прошли века, одни поколения людей сменились другими, а Лара всё так же бродит одиноко по степи. Он творил много бед людям – сначала просто так, забавляясь или ради пропитания: воровал женщин, скот. Затем, устав от самого себя, делал зло, чтобы соплеменники убили его. Герой и сам пытался себя убить, со всего размаха ударяясь о землю – но земля не желала принимать в свои недра того, кого нельзя было, по сути, считать человеком. И смерть обходила его стороной. Солнце и время высушили Лару, превратили в бесплотную тень, которая и сейчас неприкаянно бродит по земле, не находя пристанища и покоя. Первая часть рассказа «Старуха Изергиль», краткое содержание которого мы вспомнили, заканчивается выводом: так был наказан человек за гордость.
Эту легенду рассказывает автору-повествователю, от имени которого ведётся рассказ, сама Изергиль, высохшая и сгорбленная под бременем лет бессарабская старуха, с которой сталкивается Горький в степях под Аккерманом. Она - связующее композиционное произведение, во многом выразитель авторских идей и взглядов. И вторая часть рассказа «Старуха Изергиль», краткое содержание ее сводятся к описанию героиней своей жизни.Изергиль провела бурную молодость, много любила, побывала в разных приключениях. Она была красива, сильна телом и духом, в чём-то эгоистична, подобно Ларе. Однако в её сердце жила жажда подвига, ярких, насыщенных событий, и к людям тянуло её тоже необычным, сильным и смелым, настоящим героям. Она предпочитает богатым кавалерам израненного в боях поляка, т.к. тот совершал в своей жизни геройские поступки. Ради любви и спасения того, кто ей дорог, Изергиль рискует собой и даже убивает караульного солдата.
Краткое содержание «Старухи Изергиль», второй её части, сводится к словам героини о том, что в жизни нашей всегда есть место подвигам. Важно только захотеть их совершить. А те, кому это не дано, ленивы душой, живые мертвецы, типа Лары.
И в третьей части Изергиль рассказывает ещё одну очень интересную и поучительную легенду – о Данко, отважном и сильном красавце, который вывел своё племя из гнилых болот, дремучих лесов к простору и свету свободной жизни.
Героем быть трудно. Ведь, кроме преодоления собственных страхов, герою нужно преодолеть и «сопротивляемость среды»: неверие современников, насмешки и презрение, откровенное их преследование. Со всем этим столкнулся Данко, когда повёл измученный и разуверившийся народ к новой жизни. Чтобы вдохнуть в людей надежду и уверенность в победе, любя всем существом их, Данко вырывает из груди сердце и освещает им в кромешной тьме дорогу.Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание его даже, выражает глубокую и важную философскую мысль. Во-первых, как правильно сказано, пророка в своём отечестве не найти. Так и отважный юноша – погиб, а племя и не заметило этого. И только осторожный человек наступил на искры от сердца и затушил их. Почему? Наверно, чтобы больше никого они не воспламенили на подобные безумства. Ведь жить по-обывательски, по-мещански, тихо и спокойно, гораздо удобнее, чем терпеть муки и лишения, даже ради светлого будущего.
А во-вторых, память об альтруисте Данко и о его горячем, переполненном любовью сердце, всё же осталась. Она будоражит людей и зовёт их к подвигу. И именно в этом – жить и сгореть ради людей – видит Горький высшее призвание Человека.