МАН - один из ведущих производителей магистральных седельных тягачей и грузовиков в Европе. Эта компания специализируется исключительно на коммерческой технике. Грузовики МАН известны не только в Европе, но и далеко за ее пределами. Эти машины славятся своими надежными двигателями и комфортабельными кабинами. Грузовики МАН идеально подходят для дальних рейсов.
Внешность
Первое знакомство начнем с внешности. Дизайн кабины весьма современен, несмотря на то что первая машина серии TGX была выпущена десять лет назад. Кстати, за основу немецкие инженеры взяли раму и кабину грузовика «ТГА». Именно TGX стал его продолжением. Характерные черты новой кабины – раскосая оптика, большая решетка радиатора и просто громадное лобовое стекло. Также на топовых версиях МАНа имеется дополнительное остекление вверху кабины. А что касается задней форточки, которая находится сразу за боковым стеклом, она присутствует прямо с завода. Данное стекло тонировано изначально. Эта форточка частично заходит в спальный отсек, и многие жалуются на солнечные лучи, что проникают в «спалку». Закрыть чем-либо ее невозможно. Приходится самостоятельно выдумывать какие-то заглушки.
Что радует в новом МАНе, так это огромная пластиковая накладка на двери, которая закрывает две подножки. Здесь водители могут оставлять обувь, не боясь за то, что она каким-то образом выпадет наружу. Еще один плюс – наличие боковых ящиков в кабине. Открываются они изнутри, за специальный тросовый рычаг. Крышка сундука имеет газовый упор.
Интересная особенность: в МАНе используется «умная» светотехника. Как это работает? При повороте руля вправо или влево система автоматически включает боковой свет. Так, мертвую зону освещает отдельная лампа, расположенная в секции противотуманок. Сделано это не только для удобства, но и для безопасности.
Краска и защита от коррозии
Хорошо ли покрашена кабина? Владельцы говорят, что качество ЛКП здесь на хорошем уровне. Сколов нет спустя 500-800 тысяч километров. А вот фары потеют, и это минус. Ржавеет ли МАН? Большинство элементов в тягаче (а это бампер, подножки, часть дверей, спойлера) изготовлены из пластика. Поэтому ржаветь здесь нечему. Экземпляры, которые прошли более миллиона километров, не имеют ни малейшего намека на ржавчину. В этом плане немцы заслуживают уважения. Единственный недочет – это петли крепления бокового спойлера, что отодвигается с правой стороны. Петли со временем закисают. И если есть необходимость зацепить или отцепить прицеп, трудно сдвинуть в сторону данный спойлер.
Баки
Если говорить о самом востребованном грузовике (Man TGX, тягач седельный), он укомплектован двумя топливными баками. С правой стороны он имеет емкость в 580 литров. С левой имеется двойной бак.
Здесь есть перегородка, которая разделяет дизтопливо и «АдБлю» (в простонародье «мочевину»). Сама емкость бака – 760 литров для ДТ, и 80 - для «мочевины». Стоит отметить высокий запас хода. С полными баками Man TGX TGS может пройти до 3,8 тысячи километров. Расход «мочевины» небольшой – в пропорции один к десяти относительно ДТ.
Салон
Производитель МАН предусматривает несколько вариантов кабин для седельных тягачей и грузовиков серии TGX:
- XL.
- XLX.
- XXL.
Чтобы узнать все особенности, рассмотрим каждую кабину по отдельности.
Man TGX XL
Это наиболее компактный вариант кабины. Обычно используется на грузовиках местного назначения, а также на самосвалах. Несмотря на свои габариты, эта кабина обеспечивает водителя всем необходимым комфортом. Здесь имеется одна спальная кровать, а также масса ниш для хранения мелочевки. Очень удобные в МАНе сиденья, говорят водители.
XLX
Эти тягачи уже более подходят для трассы. В первую очередь, такая кабина оборудована холодильником. Он морозит до четырех градусов, что позволяет хранить не только овощи, но и мясо. Имеется в данной кабине и кровать с мягким матрасом. В некоторых комплектациях грузовика Man TGX XLX предусмотрены две спальные полки.
Сам производитель говорит, что кабина XLX подходит для региональных перевозок. Однако водители комфортно чувствуют себя и на более дальних рейсах. Места здесь хватает, чтобы ходить в полный рост, не касаясь макушкой потолка. Имеется и люк на электрическом приводе. Он спрятан за спойлером, поэтому открывать его можно даже в дождь, не боясь, что вода попадет внутрь.
Кабина XXL
Это топовое исполнение седельного тягача МАН. Эта кабина настолько высока, что производитель предусмотрел дополнительные окна в верхней ее части (для лучшего проникновения дневного света). В этой кабине есть две спальные полки. Верхняя может откидываться, правда, не на 90 (как на «Рено» Т-серии), а на 50 градусов. Верхняя полка оборудована газовыми упорами. А вот на нижней таковые отсутствуют. Поднимать эту полку гораздо сложнее.
В кабине XXL обязательно есть холодильник. Он довольно вместительный. Здесь можно хранить полуторалитровую бутылку воды в вертикальном положении. Но водители говорят, что холодит он неравномерно. В районе боковых и задней стенки образуется лед, а вот в районе крышки температура едва достигает пяти градусов тепла. Высота топовой кабины составляет более двух метров. Это одна из самых просторных кабин среди всех грузовиков большой европейской семерки.
Водительское место организовано с учетом эргономики. Под рукой есть все необходимое. Вверху имеются рация и тахограф, до которого можно дотянуться, не отрываясь от сиденья. Также в МАНе рядом есть еще две заглушки. В одну из них устанавливается система «Тол Коллект» (оплата дорог в Германии).
Руль – довольно удобный, с приятным хватом. Здесь есть все необходимые кнопки. Можно дистанционно настроить круиз-контроль, поднять или опустить обороты двигателя, а также зайти в меню бортового компьютера. На панели приборов есть не только спидометр и тахометр. Здесь на цифровом дисплее отображается очень важная для водителя информация – режим труда и отдыха. Электроника в режиме реального времени показывает, сколько водитель проехал времени после паузы, а также общую езду за две недели. На центральной консоли есть небольшой выступ, куда можно поставить кружку из-под чая или кофе. Внизу есть выдвижной ящик. Немного выше расположен маленький бардачок с 12-вольтовым прикуривателем. Довольно большие в МАНе зеркала. Их здесь целых шесть штук.
Водительское кресло
Сиденье в МАНе – на пневмоподвеске. Может регулироваться по высоте, жесткости, а также по уровню наклона спинки. Дополнительно предусмотрены два подлокотника. Кстати, ремень безопасности интегрирован прямо в спинку. Тянуться к нему очень удобно. А если водитель забыл пристегнуться, ему об этом скажет звуковой индикатор. Но не всегда это удобно. При подъезде на точку загрузки или выгрузки и после приема документов (когда нужно покинуть салон) эта система будет дико пищать, как только машина будет двигаться более пяти километров в час. А постоянно пристегиваться в этот период - не вариант.
Недостатки кабины
Казалось бы, кабина Man TGX – просто эталон современного тягача. Но здесь есть недостатки. Это твердый и скрипучий пластик панели, который легко царапается, а также дверные уплотнители, сквозь которые можно услышать шум воздуха на скорости. Очень тяжело закрываются двери. Неудобно расположен пульт управления автономкой. Он не продублирован возле спальника. Если нужно включить «фен», водителю придется тянуться рукой вплоть до передней панели.
Технические характеристики
Man TGX укомплектовывается разными двигателями. Но наиболее популярная – рядная шестерка. Базовым является мотор на 10 с половиной литров. Эта модификация имеет обозначение 18.400. Man TGX данной версии развивает мощность в 400 лошадиных сил. Но это не все. Присутствует и версия на 440 сил. Двигатель Man TGX 18.440 имеет объем в 12,4 литра. Также в Европе популярен МАН на 480 лошадиных сил. Что примечательно, эта мощность реализуется на том же шестицилиндровом моторе с таким же объемом камеры сгорания. В чем же секрет? Все просто – немцы «раскрутили» турбину, благодаря чему значительно возросли технические характеристики.
Самый топовый и самый редкий мотор – дизельный агрегат на 680 сил. Это двигатель объемом в 16,2 литра. В коммерческих компаниях такой МАН практически не встречается. Кстати, данный агрегат имеет в распоряжении восемь цилиндров, расположенных V-образно.
Стоит отметить, что ресурс вышеперечисленных моторов составляет более двух миллионов километров. Эти двигатели практически не менялись со времен МАНа ТГА и уже доказали всем свою надежность.
Коробка передач
Man TGX Euro 6 укомплектовывается механической коробкой передач на 16 ступеней. Производит КПП для данных грузовиков фирма ZF. Трансмиссия оборудована гидравлическим приводом «КоммонШифт». А сам рычаг управляет коробкой посредством двух тросов. Как переключаются передачи в такой коробке? Здесь все очень просто. Схема переключения скоростей есть на ручке. По факту здесь всего четыре положения. Однако, чтобы переключиться на повышенный ряд передач (пятая и выше), нужно переместить флажок под ручкой вверх. Переключение скоростей можно осуществлять, не выжимая педали. Ее функцию может выполнять маленькая кнопка, расположенная на рычаге. Правда, пользоваться ею можно только при движении (желательно на скорости больше 40 километров в час).
Ретардер, интардер
Наличие данных систем не редкость на современных грузовиках. И МАН не стал тому исключением. В базовой комплектации машина оборудуется интардером. Это специальный тормоз-замедлитель, который снижает скорость автомобиля путем закрытия заслонки в выхлопной системе. Ретардер же взаимодействует с двигателем. Это тормоз непрерывного действия, и его работа основана на принципе декомпрессии. Однако данный тип замедлителя есть далеко не на всех версиях МАНа.
Подвеска
В зависимости от комплектации Man TGX Euro 6 может иметь полностью рессорную, комбинированную или пневматическую подвеску. Но зачастую на магистральных грузовиках используется второй тип.
Так, сзади находятся воздушные баллоны в количестве четырех штук, а спереди – лист рессоры (не удивляйтесь, он всего один). Такая конструкция обеспечивает высокую надежность и плавность хода, при этом не требует дорогостоящего обслуживания. Кстати, сама кабина подрессорена еще на двух подушках. Поэтому разницы между данными типами подвесок водитель практически не ощущает.
Регулировка клиренса
Магистральный тягач может менять положение клиренса благодаря пульту управления, что находится слева от водительского сиденья. Так, можно выставить наиболее минимальное или максимальное положение, в зависимости от нужды (например, при зацеплении прицепа). Подвеска быстро принимает нужное положение. Все происходит за считаные секунды. Если говорить о диапазоне, подвеску можно опустить на девять сантиметров вниз либо поднять на двадцать выше относительно транспортного положения. Данные настройки сохраняются в бортовом компьютере, после чего их можно использовать повторно.
ETS 2
Кстати, эта машина популярна не только среди перевозчиков, но и среди геймеров. Присутствует Man TGX в Euro Truck Simulator. В игре можно управлять данным седельным тягачом, почувствовав себя настоящим водителем-дальнобойщиком. Как выглядит в игре ETS 2 Man TGX? Фото данного тягача в компьютерном симуляторе читатель может увидеть ниже.
Машина имеет реалистичный дизайн и интерьер. Скачать мод Man TGX для Euro Truck Simulator может каждый на специализированных форумах. Ну а мы вернемся к обзору.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет магистральный грузовик МАН серии TGX. Этот тягач выпускается до сих пор и удостоен звания легенды. Машина обладает комфортабельной кабиной и практически вечным двигателем. Данный грузовик не станет обузой для компании-перевозчика. Поломки в МАНе – это редкость. По словам перевозчиков, машина отрабатывает свои деньги на все 100 процентов. Да, она намного дороже МАЗов и КамАЗов. Но суть познается в сравнении.