В 1993 году ввели новые ступени высшего образования в России. Данная реформа была необходима для того, чтобы решить проблему вхождения в мировую систему.
Ранее в нашей стране ВУЗы занимались выпуском только дипломированных специалистов, которые учились пять-шесть лет. В настоящее время появились следующие ступени образования:
- первые два года - неполное высшее;
- через четыре-пять лет обучения по определенному направлению присваивается степень "бакалавра";
- далее можно поступить в магистратуру, что займет еще два года.
Но, как показывает действительность, единое понимание того, что включают в себя ступени образования, отсутствует. Поскольку в разных странах бакалавром может быть выпускник ВУЗа либо же обладатель ученой степени. Такая же путаница возникает, когда нужно четко обозначить, кто такой "магистр".
Помимо этого, ступени образования в России включают в себя четвертый этап: подготовку специалистов. Но в настоящее время это разрешено только по ряду специальностей.
Рассмотрим более подробно основные ступени образования в России.
Специалист учится пять лет и получает диплом практика ("врач", "инженер" и т.п.), который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в выбранной отрасли.
Бакалавр получает диплом о высшем образовании через четыре (очное) или пять (заочное) лет. Далее можно будет поступить в магистратуру по конкурсу и заниматься научной деятельностью. Но, как показывает действительность, такое решение принимает только 20% бакалавров. Магистратура открыта не в каждом российском ВУЗе, поэтому при желании в ней обучаться необходимо будет тщательно подобрать образовательное учреждение.
Первые два года у бакалавров и специалистов одинаковые, поскольку в это время даются базовые знания и умения. При желании закончить обучение имеется возможность получить диплом о неполном (профессиональном) образовании. С третьего курса стандарты и планы бакалавров и специалистов значительно различаются.
Любые нововведения всегда требуют какого-то времени для того, чтобы прижиться и "отшлифоваться". Необходимо отметить то, что до настоящего времени при разделении на ступени образования в российских ВУЗах имеется большое количество проблем.
Самой основной из них является наличие напряженности в признании диплома бакалавра. Дело в том, что работодатели, как правило, не настроены брать таких работников в штат. Считается, что бакалавриат - это, во-первых, "незаконченное образование", а во-вторых, непрофильное и общепрофессиональное. В отличие от специалиста и магистра, которых готовят для определенной отрасли.
Причем работодателя не убеждает даже закон, в котором говорится о том, что бакалавр может занять должность, для которой в соответствии с квалификационными требованиями предусматривается высшее образование. Действительность же показывает обратное. Несмотря на наличие такого права у бакалавра, работодатели предпочитают принимать на работу магистров и специалистов.
Но рано или поздно имеющиеся проблемы будут постепенно урегулированы.