Народы, населявшие берега Амура - нанайцы, орочи, нивхи и ульчи - с древних времен занимались рыболовным промыслом. Они создали безотходное производство: мясо рыбы шло в пищу, рыбий жир - для кожи, рыбья чешуя – для пошива одежды, обуви, разных бытовых мелочей. Приамурцы в совершенстве овладели мастерством выделки и использования рыбьей кожи. Удивительной красоты одежда, сшитая из этого материала, стала ярким образцом культуры приамурских народов, которые даже получили название «рыбьекожих людей».
Обрабатывалась рыбья кожа вручную. Сначала с рыбы снимали чешую, затем тщательно вычищали с обеих сторон и несколько раз промывали в воде, раскладывали на гладкой поверхности и оставляли на день-два сушиться. Сухая рыбья кожа становилась очень жесткой, чтобы что-то из нее пошить, шкуры приходилось в течение нескольких часов мять на специальном станке костяными ножами для обработки кожи. Процесс был трудоемким и долгим, в результате этой кустарной выделки рыбья кожа лишалась многих ценных свойств. Поэтому, когда стали доступными такие ткани, как сатин, ситец, лен и шелк, северные мастерицы прекратили шить одежду из этого материала.
В основном размер рыбьей кожи невелик, но этот недостаток компенсируется уникальным рисунком на ее поверхности и богатой цветовой гаммой. Поэтому чаще всего материал используют для производства небольших, но имиджевых изделий: обуви, сумочек, портмоне, перчаток, поясов, чехлов для мобильников и разных украшений.
А вот из кожи акул и морских скатов шьют водолазные костюмы и даже используют ее для производства мебели. Шкура этих крупных рыб удивительно прочная. Вообще, рыбья кожа отличается большей износостойкостью и долговечностью, чем кожа любых животных. Это обусловлено тем, что волокна в рыбьей шкуре располагаются очень близко друг к другу. Кроме того, только кожа из рыб является водонепроницаемой.
Еще один несомненный плюс рыбьей кожи – это ее экологичность. На сегодняшний день ученые не обнаружили ни одного вируса, который передавался бы от рыб к человеку. Так что заразиться какой-либо болезнью от рыбьей кожи, в отличие от кожи свиней и коров, невозможно.