Местное самоуправление в РФ представляет собой гарантированную Конституцией и государством форму осуществления гражданами своего права на управление страной. Эта форма обеспечивает принятие и осуществление людьми решений, связанных с управлением конкретным муниципальным образованием в интересах проживающего здесь населения.
К основным источникам, регулирующим местное самоуправление в РФ, следует отнести, помимо основного закона государства, Европейскую Хартию по основам организации данных органов власти, а также федеральный закон, регламентирующий деятельность власти на местах.
Именно в Конституции закреплены основные гарантии местного самоуправления в России. К ним в первую очередь следует отнести правовое признание местных органов власти самостоятельными и не относящимися напрямую к государственным органам управления. Помимо правовых существуют и финансовые гарантии осуществления местной власти, которые включают в себя право на владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью, в том числе, с целью извлечения из нее дохода. Кроме того, руководители муниципальных образований для осуществления своей деятельности имеют право забирать часть налогов (например, на землю) в местную казну.
Местное самоуправление в РФ осуществляется как непосредственным путем при помощи проведения референдума по тем или иным вопросам, так и через представителей, которые выбираются в порядке, определенном федеральным законом.
Основой органов местной власти в нашей стране является муниципальное образование. К нему может относиться сельское или городское поселение, район, округ или внутригородская территория, обладающая особым федеральным статусом. Любое муниципальное образование должно обладать определенной экономической и финансовой самостоятельностью, его полномочия должны быть строго разграничены не только с соседними образованиями, но и с региональными и федеральными органами власти.
Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют четырех главных составляющих в деятельности органов власти на местах.
Во-первых, любая власть, в том числе и местная, должна действовать в строгом соответствии с законом. При этом за рамки нормативно-правовых актов не должны выходить и действия центральной власти по отношению к муниципальным образованиям.
Во-вторых, нормальное функционирование местного самоуправления невозможно без права распоряжаться материальными и экономическими ресурсами. Отсутствие самостоятельности или недостаток ресурсов обычно приводит к снижению управленческой дисциплины у местных руководителей, к тому, что они начинают ориентироваться на региональные власти, а не на потребности местного населения.
В-третьих, власть в муниципальном образовании должна обязательно носить выборный характер, чтобы любой руководитель чувствовал ответственность именно перед своими избирателями.
Наконец, в-четвертых, местное самоуправление в РФ должно организовываться с учетом тех исторических и культурных традиций, которые существуют в данном регионе.