Художник Шишкин. Биография и работы

Георгий Георгиевич Шишкин - современный российский художник, разработавший собственную технику живописи. Сегодня он признан как выдающийся мастер пастельной живописи. Картины художника демонстрировались на персональных российских и международных выставках, проходивших в Париже, Каннах, Ницце, Монте-Карло, Люксембурге.

Его мастерство востребовано и на Западе, но по собственному признанию, он "всегда оставался русским художником с русской душой, с верой и памятью о Родине".

Отсюда добровольно взятая на себя Шишкиным миссия представлять русское искусство на Западе. Ведь только оказавшись за границей, истинно русский человек, творец, начинает особенно остро понимать, что весь его художественный багаж - от тех впечатлений, которые получены им еще в юности. Быть может, для живописца это были шедевры Андрея Рублева, которые увидел он во Владимире во время своих путешествий с этюдником по провинциальной России.

В Кафедральном соборе Монако

Далее мы остановимся на биографии художника Шишкина.

Детство

Будущий художник появился на свет в 1948 году в семье музыканта. Его отец Георгий Иванович Шишкин был музыкантом, играл на скрипке в оркестре Театра музыкальной комедии города Свердловска. Сражаясь за Сталинград, он был тяжело ранен и скончался некоторое время спустя после рождения сына.

В предках у мальчика были крестьяне Вятской губернии, которые в начале XX века стали купцами. Бабушка, Анна Ефимовна, в девичестве Кушнина, была музыкально и творчески одарена. Девочкой она состояла в церковном хоре, а позже пела для гостей, аккомпанируя себе на гитаре.

С семи лет, учась игре на скрипке, мальчик много и рисовал. Как сам он говорил позже: "Уже в те годы я понимал, что буду художником".

Десяти лет от роду Георгий Шишкин был принят в Художественную школу при Свердловском художественном училище. Здесь его преподавателем стал Николай Николаевич Моос, известный художник-график, который иллюстрировал детские книги. Еще в 1935 году его рисунками были украшена киплинговская сказка о Маугли. Это издание и по сей день выпускается с теми же замечательными иллюстрациями.

Картина Георгия Шишкина

Спустя пять лет Георгий окончил художественную школу с отличием, получив как лучший ученик рекомендацию для продолжения образования. Однако родственники, заботясь о надежном будущем мальчика, настояли, чтобы тот поступил в строительный техникум.

Юность

Но после учебы и двух лет работы Шишкин все-таки стал студентом Свердловского архитектурного института (ныне это учебное заведение носит название Уральской государственной архитектурно-художественной академии). С 1969 по 1975 годы будущий художник вместе с другом Анри Каптиковым, ставшим впоследствии профессором, совершил множество путешествий по маленьким русским городкам, и тот, будучи знатоком русской архитектуры, помог Георгию открыть для себя великое искусство Древней Руси.

Начиная с 1974 года, молодой художник Георгий Шишкин - участник сборных профессиональных выставок. В 1981 году он первый раз выставил свои работы в качестве самостоятельного мастера.

Первые выставки

Тогда же Шишкин проходил стажировку в Московском Строгановском высшем художественно-промышленном училище. Он много работал и постепенно приобретал известность. В 1985 году Союз художников СССР принял его в свои ряды.

На протяжении 80-х годов Шишкин успел принять участие в нескольких десятках показов картин в Москве и других городах России, а в 1989 году состоялась его первая зарубежная выставка в Западной Германии.

Картина "Русский балет Дягилева"

Четырьмя годами позднее состоялась еще одна - на этот раз во Франции. Сначала это был Париж, через два года Версаль и Канны. На последнем из них были приобретены четыре полотна мастера. Три работы, относящиеся к серии с общим названием «Русские сны», знатоки назвали выражением нового русского стиля.

Эксперт-искусствовед, бывший советник Маргарет Тэтчер, барон Роберт Алистер Макэлпайн посвятил творчеству Шишкина статью, опубликованную в одном из лондонских журналов. «Художник, который уловил загадку России» - так назвал он этого мастера.

Достижения

Кисти Георгия Георгиевича Шишкина принадлежит серия портретов таких прославленных творческих личностей, как Иннокентий Смоктуновский, Жерар Депардье, Инна Чурикова, Елена Гоголева, Юрий Яковлев, Борис Штоколов и др.

Шишкину позировали принц Монако Альберт II и президент Объединенных Арабских Эмиратов, шейх Абу Даби Заид бен Султан Аль Нахайяна.

В 1990-2000-х годах художник создал серию картин, посвященных Большому театру и выдающимся солистам - Шаляпину, Нуриеву, Нижинскому, Лифарю, а также самому Дягилеву и его "Русскому балету".

Георгий Георгиевич участвовал в многочисленных культурных проектах. В частности, еще будучи студентом архитектурного института, он разрабатывал модели фонарей Городского исторического сквера. Позже оформлял интерьер местного Музея театра оперы и балета, расписывал фасад Церкви Всех Святых, в которой был когда-то крещен.

Художник Шишкин - участник различных филателистических проектов (например, "Почтовые марки Княжества Монако" и др.). За работы в области филателии и за вклад в ее развитие он стал членом-корреспондентом "Национальной академии филателии России" (декабрь 2011 года), а в 2013 году ему была вручена медаль Фаберже.

Марка Георгия Шишкина

Сегодня работы Георгия Шишкина принадлежат ряду музеев и собраниям частных коллекционеров многих стран мира. Они украшают, например, дворец князя Монако, собрание картин английской королевы Елизаветы II, есть в коллекции певца Лучано Паваротти, лорда Алистера Макэлпайна, Ги Хэйтенса, князя Никиты Лобанова-Ростовского и многих других.

Оригинальность работ

В любом описании картины художника Шишкина не раз еще будет отмечаться, что работы эти кажутся полупрозрачными, и в них необычно соединены абстрактные пятна и четкие линии, яркие мазки импрессионизма и русская одухотворенность образов.

Еще с 80-х годов, проводя эксперименты в различных видах художественных техник, художник Шишкин отдает предпочтение пастельной живописи. Постепенно нарабатывается его собственный оригинальный метод, при котором основа под пастель готовится таким образом, что рисунок не осыпается. Это позволяет мастеру создавать полотна больших форматов.

Говоря о своем подходе к написанию картин в интервью парижскому журналу "Русская мысль", художник отмечал:

Я пытался сформировать, найти свой живописный язык. Способы, которыми я работаю с пастелью, у других художников пока еще не встречал. У меня получается другая поверхность, дающая возможность делать наслоения и сохранять прозрачность слоев пастели, которая обычно используется как кроющий материал. Такая техника позволяет мне писать пастели больших форматов.

Творческий метод Шишкина искусствоведы называют "инстинктивным" и "глубоко чувствительным". Эти слова, как правило, сопровождают описание художника Шишкина. При этом в его методе прослеживается и четкое достижение конкретных тематических целей.

Творчество как диалог

В 1993 году в фойе Большого театра была выставлено полотно Шишкина, посвященное выдающемуся русскому оперному певцу, солисту Большого и Мариинского театров Федору Шаляпину. В этот же день состоялся юбилейный концерт его памяти, который посетили и потомки Шаляпина.

Марка "Год России в Монако" Шишкина

По признанию многих, портрет, написанный Шишкиным, вышел таким, словно его писал современник певца, видевший Шаляпина при жизни.

"Утонченным портретистом" назвали мастера за его работы с изображениями современников. Но он владеет и другим секретом: обращаясь к своему подсознанию, мастеру удается видеть и чувствовать человека через воспоминания и документальные свидетельства, дошедшие до нашего времени.

Именно так были созданы портреты, посвященные гениям русской культуры прошлого: Шаляпину, Пушкину, Цветаевой, солистам Русского балета Дягилева.

В мысленном обращении к героям истории, национальному русскому наследию были написаны и картины художника Шишкина для знаменитой серии "Русские сны". Это полотна "Ожидание", "Анна Ярославна", "Град Китеж", "Вечерний звон", "Гуси-лебеди", "Смутное время".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.