Китайский дракон (лун) - самое известное мифическое существо Китая, если не всей восточно-азиатской культуры. Символизируя изобилие, процветание, удачу, он отличается от драконов в западноевропейских культурах, которые, как правило, ассоциируются со злом. Внешний вид луна сочетает в себе черты девяти животных: верблюда (голова), змеи шея), быка (уши), оленя (рога), карпа (чешуя), тигра (лапы), орла (когти), омара (глаза), кита (хвост). Благодаря шишке на голове, лун может летать без крыльев. Правда, в художественных творениях он изображается как змееподобное чешуйчатое существо с четырьмя лапами. Его мифологическое происхождение в китайской культуре потеряно в веках, но традиционно считается, что он является правителем водных стихий.
С первобытных времен люди считали это таинственное существо, обладающее сверхъестественными полномочиями, способным благословлять и влиять на их жизнь. Когда многие племенные образования были объединены в одно сообщество, китайский дракон стал национальным символом и божеством дождя, грома, радуги и звезд. В обществе, занимающимся сельскохозяйственным трудом, практически все зависит от природы, поэтому луну поклонялись как источнику всего, что связано с благополучием. Даже сегодня в сельских местностях люди обращаются к местным божествам в лице драконов (которые, по поверьям, проживают в реках, озерах, заливах), когда просят о том, чтобы пошел дождь. Вера в магические полномочия луна поддерживалась в течение тысяч лет.С образованием феодального общества в Поднебесной, китайский дракон стал исключительным символом императора, олицетворявшим его власть и силу. Согласно концепции противоположностей древнекитайской натурфилософии, лун - ян, фэнхуан (феникс) - инь. Они персонифицируют небо и землю (императора и императрицу), таким образом, контролируют судьбу человечества.
Монголы, завоевавшие китайские земли в тринадцатом веке, приняли символы и распространили их в странах Ближнего Востока, которые были ими также покорены. Конечно, для ближневосточного искусства они явились новшеством в тринадцатом веке. Но позднее стилизованные картинки китайского дракона и феникса все чаще появляются на коврах, изделиях из металла.На протяжении тысячелетий образ луна претерпел ряд изменений - от свирепого и таинственного на примитивных изделиях бронзового века до изящного и прирученного в произведениях искусства эпохи правления династии Сун. Он бывает разного цвета - желтый, синий, черный, белый, красный. Самый почитаемый - желтый, связанный с легендарным первым императором Фу Си.
Мифологическое существо, как известно, популярно также в японской, корейской, вьетнамской культурах. Китайский дракон играет важную роль в фестивалях. Так, танец луна, имеющий долгую историю, был популярен уже во времена династии Сун.
Самым удивительным воплощением мотива является «Цзюлунби» (стена девяти драконов). Такие стены находились в императорских дворцах и садах, они исполняли защитную функцию. Выделяется девять основных пород данного существа, среди них самым могущественным считается рогатый китайский дракон. Тату, изображающее его, сегодня очень популярно в разных культурах.