Когда речь заходит о нравственности, наше общество склонно бросаться в две крайности: то слушателю высокомерно навязываются прописные истины, то люди боятся употреблять само словосочетание «нравственный выбор». Аргументы моралистов наталкиваются на аргументы нигилистов, но в результате обычный человек чувствует антипатию и к «хорошим», и к «плохим» ребятам.
Где начинаются жертвы
Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Чаще всего вопрос стоит ребром: готов ли человек пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Простые бытовые вопросы тоже могут включать нравственный выбор: муж и жена устали, она идет мыть посуду, возьмет ли он инициативу на себя или оставит воевать с грязью, отправившись на любимый диван?
Как обесценить добро
Если вы думаете, что приведенный пример слишком мелочен, вы заблуждаетесь. Серьезные жертвы способны принести только люди, которые умеют властвовать своей нравственной волей в мелочах. Разовый красивый жест не доказывает, что человек способен осознанно и долговременно быть приверженным ценностям доброты. Скорее всего, человек вскоре пожалеет о своем решении. Кстати, в православной христианской традиции раскаяние уничтожает в нравственном смысле не только плохие, но и хорошие поступки. То есть если человек сделал добро, а потом о нем пожалел – то хороший поступок не засчитывается. Так что нравственность – это не единичные жесты, а стиль жизни.
В своих глазах
Если поступок не дает человеку видимого вознаграждения, что заставляет его выбирать неудобный для себя вариант? Психологи обнаружили, что каждому из нас от природы необходимо чувствовать себя хорошим. Поэтому люди склонны обманывать – но в среднем, не сильно. Многие присвоят небольшую найденную сумму денег, но если сумма велика, скорее всего, вернут хозяину. То есть внутри каждого человека есть что-то вроде счетчика, радара, который не позволяет ему опускаться ниже установленной для себя планки. Самообман по мелочи встречается, но серьезный – только у психически нездоровых людей. Так что люди хотят чувствовать себя «правильными», хотя бы в собственных глазах, и готовы за это платить неполученными наградами.
Успех и мораль
Проблема нравственного выбора человека, столь популярная среди философов и религиозных деятелей, оказалась связана с общей успешностью человека в жизни. Оказывается, нравственный выбор связан с умением человека дожидаться отложенной награды вместо немедленного ее получения. Получается, что нравственные люди обладают более высоким самоконтролем и умением добиваться целей. Так что успех и нравственность часто идут рука об руку. Многие очень богатые люди за рубежом, честно заработавшие свои деньги, отдают колоссальные суммы на благотворительность.
Нравственный выбор человек осуществляет каждый день. Чтобы быть верным в большом, нужно научиться быть верным в малом. Думается, этому библейскому тезису нужно просто поверить.