Германия на весь мир славится своими автомобилями. Каждый знает, что немцы выпускают качественные, быстрые и комфортные машины. Но сегодня речь пойдет не о «мерседесах» и БМВ. Помимо легковых авто, в Германии выпускают еще и коммерческий транспорт. Один из таких брендов — это МАН. Эти грузовики востребованы не только в Европе, но и в России. В статье мы уделим внимание одной из часто встречающихся моделей — ТГА.
Описание
ТГА — это серия грузовых автомобилей, которые выпускаются серийно немецкой компанией МАН с 2000 года. Модель стала преемником грузовиков F2000. Изначально ее изобрели для добавочных вспомогательных мощностей, но позднее она стала равнозначной заменой этой модели. В 2001 году МАН ТГА получил звание «Лучший грузовик года». Выпускается машина в разных исполнениях. В основном это седельные тягачи, тентованные грузовики и фургоны-рефрижераторы. Полная масса в зависимости от модели может составлять от 18 до 50 т (если говорить о седельных тягачах — до 26 т).
Внешний вид
Дизайн грузовика кардинально отличается от предыдущей серии. Это абсолютно другой, современный автомобиль. Кабина может иметь разную высоту.
В топовых модификациях сверху (над боковыми стеклами) имеется дополнительное окно. Примечательно, что в кабине использовано очень много пластиковых деталей. Это бампер, решетка радиатора, боковой спойлер, подножка, а также нижняя часть дверей. Как отмечают пользователи в отзывах, МАН ТГА хорошо защищен от коррозии: поскольку многие детали облицовки здесь пластиковые, ржаветь попросту нечему. Единственное место, где может образоваться коррозия, — это петли правого бокового спойлера, который складывается. Периодически эти петли нужно смазывать. В остальном кабина очень крепкая и надежная. Что касается дизайна в целом, несмотря на почти 20-летний возраст, эта машина выглядит вполне достойно. Дизайн выдался настолько удачным, что при создании новой модели ТГХ немцы взяли за основу эту же кабину, изменив лишь оптику и пластиковые детали.
Салон
Водители, которые работали на МАН серии F2000, четко помнят плоскую переднюю панель. В то время как все остальные производители из «большой европейской семерки» делали закругленную панель, в МАН решили не нарушать традиции. Как выглядит салон в МАН ТГА? На фото представлена внутренняя часть кабины.
Да, дизайн передней панели стал более современным. Появилась даже небольшая полка по центру. Но сама архитектура панели осталась плоской. И это вовсе не недостаток. Как говорят водители, такая конфигурация самая удобная, ведь передвигаться по кабине, где по центру находится вытянутый кусок панели, очень трудно. В МАН одна из самых удобных кабин. При этом немцы учли эргономику. Все клавиши и приборы находятся под рукой у водителя. Кстати, есть в этой кабине и свои тайники. Это ниша, которая скрывается в дверном подлокотнике. Но на практике водители ею не пользуются.
В целом кабина у МАН ТГА очень комфортная. В моделях XL можно передвигаться в полный рост. Сиденья в меру жесткие, на пневмоподвеске. Предусмотрены выкидные подлокотники с возможностью регулировки. Руль тоже регулируется на достаточно обширный диапазон. Чтобы выставить его положение, следует нажать соответствующую кнопку, находящуюся ниже «аварийного сигнала». Есть в кабине и холодильник, разделенный на две секции. По словам водителей, он весьма объемный. Также есть и автономная печь. Ее можно выставить на определенный градус. Датчики в МАН ТГА контролируют температуру и автоматически отключают «фен» (автономный отопитель), если в кабине сильно жарко. Когда температура достигает минимума, электроника автоматически разжигает автономный отопитель, и в салон снова идет горячий воздух.
В зависимости от комплектации в кабине может быть одна либо две спальные полки. В последнем случае верхняя оборудована газовыми упорами и может отбрасываться назад при необходимости (полка фиксируется на специальных ремнях). А вот нижняя не оборудована газовыми упорами. Ее приходится поднимать вручную.
Технические характеристики
В основном двигатели у МАН ТГА были шестицилиндровыми. Но есть и исключения. Так, сюда устанавливалась V-образная «восьмерка» мощностью 660 лошадиных сил. Если брать во внимание большинство грузовиков и седельных тягачей, они укомплектовывались рядными «шестерками» мощностью от 310 до 530 лошадиных сил. Как правило, применялись двигатели D2066 с рабочим объемом 10,5 л. Что касается модификаций на 480 и 530 лошадиных сил, под кабиной располагались моторы на 12,8 л серии D2876.
Все силовые установки имеют непосредственный впрыск топлива «Коммон Рейл», а также оборудованы современной системой ГРМ, где на один цилиндр приходится по четыре клапана. Дополнительно МАН оборудован системой рециркуляции отработавших газов. В зависимости от года выпуска грузовик ТГА отвечает стандартам от Евро-3 до Евро-5. Последние модификации оборудованы системой SCR с «АдБлю» и каталитическим нейтрализатором.
Также двигатели оборудованы различными системами вспомогательного торможения. Это ретардер, а также интардер (который закрывает заслонку на выхлопной системе).
Расход топлива
Что касается расхода топлива, в среднем эта машина тратит от 27 до 32 л на 100 км пути. Но при неисправностях с топливной МАН может расходовать и 40 л.
Трансмиссия
Грузовики МАН ТГА оборудуются 12-ступенчатой автоматической коробкой «ТипМатик» либо 16-ступенчатой механической трансмиссией «Комфорт Шифт». Последняя является наиболее распространенной (и, как отмечают водители, более практичной и надежной). Среди особенностей коробки «Комфорт Шифт» стоит отметить наличие системы, позволяющей переключать передачи без выжима сцепления. Таким образом, педаль можно выживать только один раз, при трогании с места (обычно с третьей передачи).
После этого переключаться на повышенную скорость можно при помощи круглой кнопки, что находится сбоку. Кроме того, на рычаге есть «флажок», разделяющий повышенный и пониженный ряд передач, а также рычажок для включения «половинок». Как отмечают водители, коробка очень удобная в использовании. Однако на машинах с большим пробегом есть проблемы с тросовым приводом. К коробке подходят два троса, которые со временем закисают или растягиваются.
Стоимость
В зависимости от года выпуска и типа самого грузовика стоимость на МАН составляет от 800 тыс. до 1,7 млн рублей. При покупке стоит обратить внимание на топливную. МАН ТГА (особенно Евро-5) привередлив к качеству топлива, и при эксплуатации могут быть проблемы с форсунками.
В остальном же проблем с этими машинам не возникает. Спереди находится простая шкворневая балка, а сзади — пневмобаллоны. Ресурс двигателей составляет до 2 млн км.
Заключение
МАН ТГА — это достаточно надежный грузовик, который имеет ресурсный двигатель и комфортабельную кабину. Машина универсальна и может использоваться как на короткие, так и на дальние расстояния.