Зачатки речи формируются уже в первые месяцы жизни. К году в норме ребенок произносит простые односложные слова, в полтора – строит простые предложения. Однако бывает, что с этим возникают проблемы, и тогда ставится диагноз “задержка речевого развития у детей”. Пугаться этого словосочетания родителям не стоит. Оно в первую очередь обозначает то, что ребенку необходимо помочь. И чем раньше начать коррекционные занятия и лечение, тем быстрее можно получить результат.
Задержка речевого развития у детей может быть обусловлена несколькими причинами. Одной из самых распространенных является отсутствие нужной языковой среды. То есть речь малыша не стимулируют, угадывая все его желания по малейшему признаку. В таком случае вина за отставании в развитии ребенка в основном лежит на родителях.
Помимо этого, задержка речевого развития у детей может произойти из-за влияния вредных факторов на ребенка во внутриутробном или перинатальном периоде. Родовые травмы, асфиксия, генетические или инфекционные заболевания – все это может повлиять на то, что ребенок будет произносить первые слова позже сверстников.
Если в 2-3 года речь малыша невнятна или практически отсутствует, следует обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, психологу). Они подскажут дальнейшие действия, ведь вполне возможно, что понадобится и медикаментозное лечение. Некоторые родители ждут 4-5 лет и только тогда начинают бить тревогу. Такая позиция в корне неверна, так как может быть упущено время, а от того, насколько развита вербальная коммуникация, зависят и многие другие психические процессы.
Лечение задержки речевого развития зависит от причин, которые обуславливают данное отставание. В некоторых случаях вполне можно ограничиться лишь коррекционными занятиями с логопедом или психологом или стимулирующими заданиями со стороны родителей. В других ситуациях не обойтись без специального медикаментозного лечения (ноотропных препаратов), особенно если данное отставание является вторичным и сопутствует другому, более серьезному психическому заболеванию.
Задержка речевого развития у ребенка, если она имеется, должна быть диагностирована как можно раньше. Родителям не стоит бояться “страшного” диагноза. Ведь если вовремя начать занятия, впоследствии посещать специализированное дошкольное учреждение, то, скорее всего, к 7 годам ребенок выйдет на один уровень со сверстниками. В противном случае вполне возможно, что у малыша возникнут трудности в обучении письму, чтению и отставание в формировании других психических процессов.
Если задержка речевого развития у детей - вторичный дефект, обусловленный более серьезным заболеванием, то ситуация будет гораздо сложнее. И заниматься с малышом следует начинать как можно раньше.
Если ребенок практически не говорит в 2-3 года, понаблюдайте за ним. Существуют простые задания, которые помогут определить уровень его психического развития. И если этот показатель в норме, следовательно, стоит начинать устранять причину, из-за которой речь плохо развивается.