После Второй мировой войны во многих странах стал выпускаться компактный легковой автомобиль Isetta. Он пользовался немалым спросом и оказался весьма комфортабельным и удобным.
Родиной машины считается Италия, впоследствии модель стала производиться не только там - в Германии, Франции, Испании, Великобритании и Бразилии.
Предпосылки к созданию
В европейских странах с подорванной экономикой после окончания военных действий особо актуальными были вопросы, связанные с транспортом. Требовалось наладить производство экономичных и дешевых автомобилей в больших количествах, чтобы можно было временно решить транспортную проблему.
Начало разработки и выпуска
Одновременно с этим итальянцы из компании Iso SPA запустили производство модели Isetta, которая больше напоминала мотоколяску, а не полноценное транспортное средство. Спустя короткое время фирма приняла решение о продаже лицензии на автомобиль Isetta с целью концентрации на выпуске спортивных моделей.
Концерн BMW
Руководство концерна BMW ухватилось именно за эту возможность, поскольку производство находилось в полном упадке. Из пяти заводов, расположенных на территории Мюнхена, только один попал под руководство западных союзников и был разрушен во время военных действий.
Разработку и запуск модели BMW 501 удалось осуществить только в 1951 году, однако попытка провалилась из-за чрезмерно высокой стоимости производства. Следствием неудачи стало то, что концерн ухватился за возможность выпуска мотоколяски BMW Isetta 300, выкупив у компании Iso SPA лицензию и всю производственную технику. К тому же специалисты немецкой компании внесли существенные изменения в первоначальную конструкцию автомобиля.
Во время Суэцкого кризиса популярность миниатюрной новинки резко возросла: экономичная Isetta на фоне увеличившихся цен на топливо оказалась как нельзя кстати.
Экстерьер
Внешне мотоколяска практически ничем не напоминала обычный автомобиль, получив бытовое название "автомобиля-пузыря". Ее конструкция больше походила на вытянутую назад сферическую полость, в задней части которой находился двигатель. Капота как такового не было: его место занимала выпуклая дверь, открывавшаяся вместе с лобовым стеклом, рулевой колонкой, стеклоочистителем и прочими элементами управления. Пассажиры BMW Isetta 600 попадали внутрь через нее.
Отличительными чертами мотоколяски являются покатая крыша, большая площадь остекления, размещенные в специальных местах по бокам от двери фары головной оптики круглой формы и задние колеса, скрытые панелями кузова.
Большое количество хромированных элементов привлекают внимание даже на фото BMW Isetta и особо выделяются на фоне компактных размеров автомобиля: багажник для крепления грузов, накладки по нижней линии боковых стекол, колесные диски, места установки фар и другие элементы экстерьера.
Технические характеристики
BMW Isetta комплектовалась одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 9,5 л. с. После того как лицензию на компактный автомобиль приобрел немецкий концерн, техническое оснащение модели разительно поменялось. В частности, инженеры компании установили новый силовой агрегат собственной конструкции: четырехтактный двигатель объемом 0,3 л. С течением времени он постоянно дорабатывался и совершенствовался, становясь более мощным и динамичным.
В комплекте с ним устанавливалась механическая четырехступенчатая трансмиссия.
Привод BMW Isetta был задним, с передачей крутящего момента на задние сдвоенные колеса.
Интерьер
Салон автомобиля скуден и практичен: внутри были только руль, сидения и небольшой спидометр. Учитывая то, что единственная дверь выступала в качестве лобового стекла, не было и речи о наличии какого-либо торпедо. Несмотря на минимальное количество свободного пространства, два человека могли весьма комфортно разместиться в салоне.
Итальянская Iso Isetta
Компания Iso SPA, которая и разработала компактную мотоколяску Isetta, специализировалась на производстве мотороллеров, небольших трехколесных грузовиков и стиральных машин. Автомобиль, собственно, был разработан после решения владельца о расширении ассортимента продукции. В 1952 году публике был продемонстрирован проект компактного авто, оснащенного двигателем от скутера.
Бразилия, Romi-Isetta
Модель стала самым первым автомобилем, произведенным в этой стране. Лицензия на выпуск была приобретена бразильцами в 1955 году, а сборка стартовала в Санта-Барбаре. Первая модель сошла с конвейера 5 сентября 1956 года. Isetta была выбрана благодаря своей экономичности, компактности и практичности.
Франция, VELAM Isetta
Практически одновременно с BMW Isetta во Франции начался выпуск видоизмененной аналогичной модели авто. Лицензия была приобретена французами в 1954 году, однако концерн BMW на тот момент скупил все производственное оборудование, в связи с чем специалистам VELAM пришлось самостоятельно заниматься разработкой кузовных панелей.
Конструктивные отличия французской модели заключались в том, что трансмиссия, двигатель и задние колеса авто крепились к раме, фиксировавшейся к кузову при помощи болтов. Передняя часть ходовой крепилась аналогичным образом. Открывание двери осуществлялось посредством нажатия на специальную кнопку, а спидометр был перемещен на рулевое колесо.
В Париже в 1955 году французами было представлено сразу пять модификаций Isetta:
- Люкс.
- Кабриолет.
- Спорт.
- Стандарт.
- Псевдо-спорт.
Производство было прекращено в 1958 году из-за конкуренции со стороны Renault.
Немецкая BMW Isetta
Как и в случае с французской моделью, немецкая также претерпела значительные изменения. В Германии приняли решение о доработке силовых агрегатов, а не интерьера и экстерьера. Сразу же после приобретения оборудования и лицензии инженеры концерна установили на BMW Isetta одноцилиндровый двигатель с воздушной системой охлаждения и объемом 0,25 л. Мощность нового силового агрегата возросла до 12 лошадиных сил, что сразу сказалось на динамичности небольшого по весу автомобиля.
Через год на рынках появилась BMW Isetta 300, оснащенная двигателем объемом 0,3 л и мощностью 13 лошадиных сил.
Великобритания, Isetta
Отличительной чертой английской модели стало трехколесное исполнение. Причиной такой конструкции стали низкие налоги на мотоциклетные средства, что и подтолкнуло инженеров к созданию автомобиля в трехколесном варианте. Такие модели очень хорошо показали себя на загородных дорогах.
Выпуск Isetta в Британии осуществлялся с 1957 по 1962 года.
Электрический Microlino: воскрешение микрокара BMW Isetta
Швейцарская фирма Micro Mobility Systems еще в 2016 году заявила о том, что хочет создать автомобиль по мотивам легендарного немецкого микрокара Isetta. Прототип четырехколесной модели Isetta был представлен компанией в том же году во время Женевского автосалона, что ознаменовало ее воскрешение. Электрический Microlino поступит в продажу весной текущего года. Сборкой автомобиля будет заниматься итальянская компания Tazzari. Минимальная стоимость микрокара составит 837 тысяч рублей.