Любое государство ставит своей целью эффективное управление собственной территорией, включающее в себя политическое, экономическое, культурное и социальное взаимодействие центра с регионами. Государственное устройство РФ, одной из важнейших задач которого является сохранение целостности огромной многонациональной державы, основано на демократических конституционных принципах федерализма.
Эти задачи достигаются не только отлаженным централизованным механизмом управления, но и четкой организацией, структурированием самих территорий, субъектов федерации и автономных округов. А также подразделением всего государства на составные части с учетом региональной специфики и различных культурно-социальных и религиозных условий каждой отдельно взятой территории. Национально-государственное устройство России, логичность, последовательность и продуманность его правового положения, закрепленного статьями Конституции, в значительной степени способствуют укреплению взаимопонимания между различными национальностями страны, их сплоченности, а также совершенствованию демократической системы отношений регионов с центром.Государственное устройство любой страны определяется множеством самых разнообразных факторов: размером территории, численностью и национальным составом населения, историко-культурными традициями, особенностями политического режима и пр. Мировым опытом и практикой на сегодня выработаны две основные системы государственной организации – унитарная и федеральная. Унитаризм представляет собой цельную и мононациональную форму с едиными конституцией, законодательством, гражданством и системой государственных управляющих органов. Частями такой страны, как правило, являются территориально-административные подразделения (единицы) без каких-либо признаков и атрибутов государственности.
Государственное устройство РФ представляет собой федеративную форму – самую сложную и разветвленную структуру организации территории страны, в состав которой входят национальные образования, называемые субъектами федерации. Каждый из них имеет собственные судебные, законодательные и исполнительные властные структуры. Парламент федеративных государств, как правило, представляет собой двухпалатную систему, где одна из палат выражает и отстаивает интересы федеративных субъектов.
Особое положение в структуре таких стран занимают автономии, которые являются неким государственно-правовым институтом. Такому образованию предоставляется полное самоуправление, необходимое для решения различных вопросов, которые требуют учета местной специфики. Государственное устройство РФ включает в себя одну автономную область (Еврейскую) и десять автономных округов. Также в разветвленную структуру российского государства входит 21 республика, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения (столица и Санкт-Петербург).
Но, возвращаясь к автономиям, следует отметить, что в любой стране подобным статусом наделяется территория с особыми национальным составом, экономико-географическим положением, религиозными, историческими и культурными традициями. Например, государственное устройство Великобритании содержит в себе автономию Северной Ирландии, а в составе Дании присутствует Гренландия, имеющая такой же статус. Когда-то были и Фарерские острова, но 1948-м году они получили суверенитет.
Государственное устройство РФ является гарантией равноправного сосуществования множества народов в рамках одной большой страны и неотъемлемым элементом территориальной целостности державы.