Рынок корпоративных облигаций – это рыночный инструмент финансирования экономики. Традиционные облигации государственного сберегательного займа не в состоянии обеспечить эффективного развития данного сегмента национальной экономики. В настоящее время нет единых рецептов, которые вели бы к скорейшему формированию эффективной сферы обращения корпоративных облигаций, онисмогли бы полностью заменить, например, облигации внутреннего государственного валютного займа или иные активы в рыночной многоукладной экономике. Однако накопилось уже достаточное число эмпирических фактов, связанных с формированием и развитием национальных рынков корпоративных активов в различных странах мира.
Безусловно, многочисленные акты, освобождающие от налогообложения доходы по облигациям юридических лиц, а также разрешающие включать затраты юрлиц по выпуску облигаций в себестоимость продукции, могут дать импульс к формированию сферы обращения корпоративных облигаций в стране. В данной работе на основе теоретического обобщения эмпирических фактов, а также с позиций соблюдения экономических особенностей рынка сформулирован закон сохранения экономической выгоды на первичном рынке корпоративных облигаций, разработана модель функционирования корпоративных облигаций.
Многолетний анализ процентных ставок на развитых и развивающихся рынках долговых обязательств показал, что, как и все виды государственных ценных бумаг, корпоративные ценные бумаги на этих рынках занимают свою нишу, а их доходность находится в пределах, ограниченных доходностями альтернативных инструментов.
Все виды государственных ценных бумаг ограничивают нижнюю границу доходности корпоративных облигаций, так как по своей временной структуре (срокам выплаты процентов и сроку обращения) наиболее близки к временной структуре выплат облигационного займа. Для инвестора важно, чтобы все виды государственных ценных бумаг имели доходность ниже корпоративных облигаций как минимум, на величину премии за риск, чтобы ему было выгодно покупать корпоративные, а не государственные облигации.
Верхняя граница доходности корпоративных облигаций определяется процентной ставкой по банковским кредитам. При размещении облигаций эмитент берет на себя риск неразмещения облигаций на предложенных им условиях, измеряемый доходностью. Для эмитента стоимость облигационного займа должна быть более привлекательной по сравнению с процентной ставкой по банковским кредитам, чтобы ему было выгодно размещать облигационный заем, а не брать банковские кредиты.
Приемлемым для участников рынка является уровень доходности корпоративной облигации, когда эмитент, чтобы заинтересовать инвесторов, предлагает премию к доходности госактивов, но при этом занимает по ставкам ниже, чем у имеющихся источников банковского кредитования на величину ДЭ. Поэтому на функционирующем рынке доходность корпоративных облигаций должна находиться внутри этих границ.
Для соблюдения экономических интересов всех участников рынка доходность корпоративных облигаций не может быть ниже, чем та, которой располагают все виды государственных ценных бумаг, а стоимость облигационного займа не может быть выше кредитной ставки. Кроме того, стоимость облигационного займа будет всегда выше доходности корпоративной облигации, поскольку облигационный заем связан с дополнительными расходами на выпуск, размещение, обращение и погашение корпоративных облигаций. Наконец, доходность инвестора будет ниже доходности корпоративной облигации на величину, связанную с налоговыми выплатами.