Гуманизация – это понятие, которое происходит, собственно, от латинского наименования человека - «human». Таким образом, этот термин буквально можно перевести как "очеловечивание". И в том, что он применим к любому действию и процессу, мы сейчас убедимся.
Рождение гуманизма
Эта концепция рождается во времена эпохи Возрождения. Столетия средневековой
схоластики и христианского догмата диктовали, что наивысшим интересом человека должна являться религия. Все устремления непременно должны были быть связаны с молитвами божественного прощения и поиском очищения человека перед Богом. Литература, художество и все остальные отрасли искусства длительное время были подчинены исключительно церкви. Более того, ей покорялись все сферы человеческой жизни. Интересами Церкви диктовались крестовые походы и европейские перевороты, трактовка истории и законов окружающего мира. Жизненный путь королей и крестьян определялся духовными лидерами, столетиями управлявшими социальной жизнью в Европе. В таких условиях человек рассматривался как ничтожная, незначительная пылинка в мире. Церковь заботили гораздо более глобальные вопросы мироустройства, на фоне которых простые земные радости были несущественны. Более того, они часто противоречили церковным догматам и являлись противоправными. С Возрождением видные европейские деятели культуры, такие как Боккаччо, Петрарка, Леонардо да Винчи, Томас Мор и другие, вернули интерес не только к Античности, но и к самому человеку, его телу и личности. Буйным цветом распустились скульптура и художество, изображающее человека во всех его достоинствах и недостатках. Таким образом, гуманизация – это рост интереса к человеку и его личности. Вместе с тем, эпоха рождает новые философские, социально-политические и экономические течения. Великие географические открытия, кризис феодализма, первоначальное накопление капитала и усложнение социальной стратификации общества ведет к появлению идей, связанных с правами каждого индивидуума. В этом плане гуманизация – это новая постановка интересов конкретного человека перед высшей целью, приоритетной перед всеми остальными. Так родились личные права на жизнь, свободу и частную собственность. Права на избрание власти и возможность быть избранным и прочее. Этот процесс сделал человеческую личность высшей ценностью и приоритетом.Гуманизм и другие цивилизации
Внимательный читатель, наверное, уже задумался: а почему же гуманизм не родился там, где не было таких строгих догматов, как в христианстве? Общества с менее строгой регламентацией жизни, безусловно, были. Однако гуманизация – это все же европейское детище. Прежде всего потому, что понятие о ценности одного конкретного человека зародилось именно здесь. Индивидуализма как неотъемлемой черты гуманизма никогда не существовало ни в Китае, ни в арабском мире, ни в среде цивилизаций Мезоамерики. И пришел он на эти континенты лишь с колониализмом. Впрочем, относительно того, насколько он там прижился, социологи и историки спорят и сегодня.
Современное состояние
С развитием общественных отношений и социальной мысли гуманизм как учение
продвигался все дальше и все больше окутывал нашу цивилизацию. В современном мире гуманизация – это обустройство всех сфер деятельности с максимальной безопасностью для вовлеченных в нее людей. Безопасностью опять же не только для жизни и здоровья, но и для личных прав. Так, гуманизация труда предполагает совершенствование управления трудовой деятельностью. Целью этого процесса является предоставление работнику максимально широких возможностей для раскрытия своего потенциала. Вместе с тем, она должна обеспечить безопасность трудового процесса, справедливое распределение результатов деятельности и демократичное управление им. В свою очередь, гуманизация уголовного законодательства – это длительный процесс, который изучают специалисты и который заключается в смягчении наказаний, основанном на допущении мысли, что преступник имеет определенные права и может быть перевоспитан более мягкими методами. Примером является упразднение смертной казни во многих государствах мира.