Зная цели рекламы, можно составить эффективную программу продвижения продукта, значит, полностью окупить затраты на его раскрутку, привлечь внимание клиентов и завоевать стабильную позицию на рынке.
Основная идея
Чтобы понять и осознать цели рекламы, необходимо представлять, что это за объект. Продвижение – важный элемент маркетинговой стратегии, разрабатываемой предприятием с целью упрочнения своего рыночного положения. Реклама – это не просто попытка привлечь внимание, но еще и метод инвестирования. Правильно сформулированные цели такой программы, удачно подобранные методы достижения желаемого – гарант эффективности проекта. Неудачно определившись с целями, высок риск потерять крупные суммы без малейшей пользы для фирмы. В худшем случае возможны серьезные убытки, включая потерю репутации, создание дурного имиджа в глазах клиентов.
Специалисты рекомендуют формировать стратегию продвижения, ориентируясь на 4 базовые цели рекламы – такой подход проверен годами и доказал свою эффективность. Они включают в себя:
- создание потребности;
- наращивание информационной базы;
- формирование образа продукта у потребителя;
- инициирование приобретения.
С чего начать?
Первая цель рекламы – дать потребителю понимание того, что он нуждается в предложенном продукте. Коммуникационный эффект, через который покупатель осознает потребность в товаре, – это путь, позволяющий создать первичный спрос. Правильно создать потребность – особенно важная задача при продвижении продукта, принадлежащего к одной из двух категорий (или обеим сразу):
- исключительная инновация;
- товар, не принадлежащий к числу жизненно важных, крайне необходимых.
Если фирма сосредоточилась на изготовлении продуктов, не принадлежащих к числу необходимых для широких слоев населения, нужно быть готовым: потребление не станет регулярным. Основная цель рекламы в таком случае – напоминать потенциальному клиенту о существовании товара и необходимости его приобретения.
В случае если производимый объект для своей отрасли – новинка, не имеющая аналогов, нужно сознавать, что потенциальный покупатель еще просто не знает, что он нуждается в этом предложении. Важно донести до него особенности товара и преимущества, которые человек получит, обладая им. Маркетинговую стратегию придется направить на формование потребности, стимуляцию любопытства клиента. Специалистам по рекламе нужно изобрести такие подходы, которые бы рождали у потенциального клиента желание приобрести продукт.
Максимум информации – хороший результат
Одна из основных целей рекламы и видов – предоставить клиенту объем знаний о продукте. Впрочем, есть и недостатки. Информация доносится, в первую очередь, о категории товаров, при этом не создается ассоциативной цепочки с конкретным производителем. Если предприятие вынуждено конкурировать с другими компаниями, располагающими большими ресурсами, выпускающими огромное разнообразие наименований, которые работают на рынке дольше, высока вероятность, что потребитель, осознав потребность в категории продукции, обратится именно к раскрученному конкуренту, а не к товарам новой фирмы.
Выбирая основной маркетинговой целью рекламы создание потребности в категории, придется взять на себя ответственность за формирование культуры потребления. Предприятию придется научить клиента пользоваться продуктом правильно, уместно, объяснить, где, как часто это нужно делать, какие способы применять. Формирование потребности в категории – кампания, направленная одновременно на продвижение товара, повышение уровня информированности населения. В некоторой степени это образовательная программа. Чтобы успешно реализовать ее, придется вложить немало денег и времени. Рекламная кампания затянется на продолжительное время, иначе просто не получится донести до клиента большие объемы информации. В рамках программы нужно объяснить суть категории, особенности продукта, сформировать логическую связь между категорией с конкретным производителем.
О нас должны знать все!
Целью рекламы является осведомление аудитории о марке. При этом задача фирмы – определиться в пользу стратегии. Есть два варианта способностей, которые можно стимулировать у клиента:
- вспомнить продвигаемый товар;
- узнать продукт.
Каждая их них имеет свои уникальные особенности, значит, требует разных подходов. Способность распознать в момент приобретения продукт предполагает стимуляцию покупателя, увидевшего рекламу, на соотнесение магазинного ассортимента и полученных прежде знаний. Воспоминание предполагает, что марка придет в голову клиенту в момент, когда он осознает, что ему нужен товар из брендовой категории.
Иногда оба направления являются целью рекламы предприятия, но наиболее эффективным принято считать такой подход, когда для каждого направления выбирают оптимальный канал взаимодействия с покупателем. Ведя параллельно две рекламные кампании, можно настроить каждую из них максимально гибко, значит, получить хороший отклик.
Друг или враг?
Рассматривая, каковы цели рекламы, обязательно нужно уделить внимание аспекту отношения клиента к марке. Товар – это не просто набор качественных и количественных параметров, но еще и имидж, ассоциации, образы. Задача маркетинговой стратегии – создать в голове потребителя четкую взаимосвязь продукта и жизненной ситуации, стиля, уровня повседневности потенциального клиента. Любая рекламная кампания предполагает формирование у потребителя отношения к марке. В некоторых случаях именно эта цель – основная, но иногда она становится второстепенной. Выбирают, исходя из реалий, особенностей ситуации.
Возможная цель рекламы – сформировать характеристики имиджа применительно к продвигаемой товарной позиции. Если образы уже готовы, придется работать над их укреплением. В большинстве случае делают акцент на:
- эффективности;
- универсальности;
- надежности;
- профессионализме.
Стимуляция
Одна из целей и функций рекламы – продвинуть продукт и стимулировать его приобретение потенциальным клиентом. Так сложилось, что инициирование намерения у покупателя многие приравнивают с самим фактом приобретения, что в корне неверно. Намерение – это лишь настрой, уверенность в необходимости заключения сделки. По итогам контакта с маркетинговым сообщением покупатель должен решить для себя, что он хочет, желает; твердо увериться, что пришло время приобрести представленный товар.
Намерение приобретения – не главная цель рекламы, хотя для многих она исключительно важна. В то же время есть большой выбор примеров, когда стимуляция решения о заключении сделки вообще не включалась маркетологами в список целей рекламы. Наиболее актуальна эта цель в случае, если фирме нужно подтолкнуть клиента на совершение пробного приобретения.
Нюансы проблемы
Цели и задачи рекламы – это, в первую очередь, продвижение продукта, результатом которого будет повышение спроса на него, рост объема заключаемых сделок. Но все не так просто. Любой современный человек, ощутив себя объектом внешнего воздействия, стремится ему противиться. Когда речь идет о рекламе, продукт воспринимается навязанным. Маркетинговая стратегия многими расценивается как попытка вмешаться в частную жизнь, тем самым нарушаются свободы и права человека, связанные с его волей, волеизъявлением, возможностью выбирать и распоряжаться своим мнением, средствами. Цель и задача рекламы – это не только привлечь внимание к продукту, но и сделать это максимально корректно, чтобы не спровоцировать негативный ответ на предложение.
Как показывают многочисленные исследования, в настоящее время многие вообще не обращают внимание на рекламу в печатных изданиях, а во время блока таких объявлений по радио и телевидению выключают звук или переходят на другой канал. Специализированные исследования, посвященные этому вопросу, проводили американские ученые. Выяснилось, что активнее всего в жилых районах городов воду расходуют в момент рекламных пауз. Расход увеличивается, если по телевидению показывают программы с высоким рейтингом, а рекламные паузы каналов синхронизированы друг с другом.
Впрочем, даже реклама с целью привлечения внимания, донесенная до зрителя, может оказаться малоэффективной. Среди читающих и слушающих такие объявления многие предубеждены против всей информации, предоставляемой производителями. Зрители считают, что в рекламных сообщениях нет правды, верить нельзя буквально ни слову. Есть и другая логика размышлений: чем продукт хуже, тем активнее нужно его хвалить, значит, реклама – наглядный показатель низкого качества.
Психология и продвижение
Одна из целей использования рекламы по факту – скрытое управление широкими массами. Открытые методики уже давно зарекомендовали себя неэффективными, давление на обывателя приводит к сильному сопротивлению, поэтому нужно искать более результативные методы. Задача маркетолога – выявить процессы, контролирующие принятие решения у целевой аудитории, разработать стратегию, которая бы помогала их контролировать.
Если рекламная кампания направлена на глубинное влияние, она будет хорошо работать даже при простой форме. А вот сознательная аргументация, к которой принято прибегать, зарекомендовала себя малоэффективно: человек пытается осмыслить посыл, сверяет его с уже имеющимися знаниями на предмет истинности, после чего анализирует свои потребности о предложенном продукте. К концу этой цепочки многие уже забывают о том, что ее инициировало.
Сознание – исключительная человеческая особенность, и именно влияние на него позволяет производителю добиться желаемого ответа от клиента. В рамках обучения маркетинговым уловкам, целям рекламы понятие сознания всегда рассматривается детально, поскольку именно благодаря этой особенности поведение человека становится разумным, направленным на определенную цель, обусловленным пониманием закономерностей, правил, контролирующих окружающий мир. Сознание дает возможность обдумывать поступки перед их совершением, спланировать стратегию действий, сформулировать цели, потребности, стремиться к их достижению, предполагая конечный результат.
Тонкий подход
Цель рекламы для потребителя в идеале – предоставление сведений таким образом, чтобы человек воспринял информацию, осознал и сам принял решение, полностью соответствующее интересам производителя. На практике многие маркетинговые кампании строятся за счет попытки навязать клиенту мнение – и такие редко заканчиваются успехом. Принимая решение за клиента, не стоит ожидать положительной реакции с его стороны. Никогда покупатель не поверит в то, что продавец знает лучше, чем он, сколько и какого товара нужно, как его использовать и какие выгоды через это можно получить. Не раз специалисты по рекламе с мировым именем взывали к заинтересованным – не стоит считать покупателя глупцом. Недооценка клиента – прямой путь к его утере.
Цели, средства рекламы выбираются и формулируются с учетом признания того факта, что покупатель знает, что ему нужно, что он хочет приобрести, что он намерен купить. Психологи уточняют: хотя большинство людей знает, что им нужно, немногие задумываются, почему они желают именно это. Специалист по маркетингу методом скрытого управления позволяет клиенту осознать желание приобретения продукта. Именно такой подход дает самые лучшие результаты.
Скрытое управление не провоцирует негативного ответа со стороны клиента. Адресат считает, что именно он сам принял решение о заключении сделки, никакого навязанного мнения со стороны тут не было. Инициатором такой программы выступает создатель рекламной кампании, адресатом становится клиент, потребитель. Наиболее перспективными методами в настоящее время являются каналы, воздействующие на подсознание потенциального клиента. Психологи убеждают, что именно подсознательное отвечает за принятие окончательного решения касаемо симпатии, доверия к товару, его представлению.
А если подробнее?
Информация в целях рекламы, как считают профессионалы, должна доноситься сначала до подсознательного. Этим термином принято обозначать такие протекающие в психике процессы, которые человек не осознает, не подозревает их. Самый эффективный метод взаимодействия с человеческим подсознанием – через визуальные и звуковые каналы. Чтобы маркетинговая кампания была эффективной, нужно особенное внимание уделить именно этим двум факторам.
В рамках скрытого управления принято говорить о замаскированном влиянии, при этом цели этого спрятаны, в первую очередь, от адресата. На первый план выводится такая идея, которая для клиента выглядит привлекательной, а, значит, позволяет ему осознанно принять решение, на которое и была направленна программа в целом.
При разработке такой кампании нужно уметь разделять целевую аудиторию и всеобщую массу слоев, потребляющих рекламный продукт. В первом случае речь идет о тех, кто может купить товар, вторая группа – все, кто могут услышать рекламу.
ЦА – процент населения, с высокой степенью вероятности способный совершить продвигаемую покупку, сделку. Успех любого проекта продвижения зависит от правильного определения ЦА и выбора таких коммуникационных технологий, которые позволят максимально эффективно охватить эту группу. Для выявления ЦА принято анализировать общие показатели – половая принадлежность, возрастная категория, интересы. Но не стоит рассчитывать, что ЦА на 100 % станет потребителями продуктов – крайне редко удается создать программу, которая позволила бы донести данные до всех заинтересованных лиц.
Скрытое управление: с чего начать?
Поскольку основная цель интернет-рекламы, печатной, визуальной и в формате аудио – стимуляция приобретения, то производитель, разрабатывая стратегию привлечения внимания, должен понимать, кто его клиент. Для этого нужно собрать о нем максимум сведений. Чем точнее представление о потребителе, тем проще им управлять. Планируя продажу, нужно проанализировать всю информацию о клиенте и продукте. Не будет лишним организовать наблюдения и исследования. Ответственность за них ложится на маркетинговые отделы.
Зная особенности клиента, можно определить мишени воздействия, то есть желания и потребности, акцент внимания на которые позволит производителю продать продукт. Воздействуя прицельно на них, можно стимулировать принятие решение клиента. Иногда мишени – универсальные, например:
- желание быть успешным;
- стремление к комфорту;
- осознание превосходства;
- удовольствие;
- выгода;
- ощущение собственного достоинства;
- здоровье.
Можно прибегнуть к низменным желаниям, агрессивности, неустойчивости – такие мишени также имеют место. Допускается искушать клиента властью, деньгами, взывать к его стремлению к славе. Важно делать это так, чтобы не вызвать негативного впечатления о продукте.
Используя все доступное
Чтобы было проще добиться цели рекламной кампании, можно использовать приманки. Это такие инструменты, посредством которых маркетолог привлекает внимание клиента, оставляя «за кадром» факт управления, то есть потребитель не понимает, что его действия – под четким контролем.
В психологии есть одно важное понятие, которое нашло себе применение в рекламе. Речь идет об аттракции, которой изначально обозначалось явление притяжения одной особи к другой. При этом формируется привлекательный образ, в силу чего человек начинает доверять тому, к кому его тянет. Примененные к рекламным кампаниям, аттракции стали инструментом усыпления бдительности клиента.
При помощи таких подходов можно отвлечь внимание от основных целей, преследуемых маркетологами, но повлиять на покупателя, стимулировав выгодное для предприятия поведение. Аттракция предполагает формирование расположения. С давних пор известно, что выше объем сделок у компании, которой доверяют – это и есть выразительный пример аттракции. Иногда она формируется как результат продолжительного функционирования на рынке, но может достигаться разными уловками – комплиментами, поведением персонажей рекламных роликов, внешним видом продукции.
Шаг за шагом
Цель социальной рекламы и продающей – стимулировать действие со стороны адресата программы. Описанные выше шаги – это лишь подготовительная часть, в то время как понуждение – центр, «сердце» программы. Необходимо проанализировать все сведения о продукте и аудитории, понять, какие приемы подачи информации будут самыми результативными, какие психологические уловки применимы в конкретном случае.
Создавая стратегию, формулируя оптимальные образы для представления и продвижения продукта, не стоит забыть о семиологии, семиотике. Этим термином принято обозначать науку, рассматривающую средства, образы, трактуемые человеком. Знаки и системы, коды – фундамент формирования маркетинговой компании. Применяя удачно выбранные знаковые системы, можно не сомневаться, что адресат правильно поймет посыл информационного блока, верно расшифрует его и получит адекватный стимул. Чтобы составить программу верно, нужно не просто представлять, каков клиент, но идентифицировать себя с ним. Был разработан так называемый семиотический треугольник, в наши дни активно применяемый маркетологами всего мира.
Новейшие технологии и новые каналы
Как видно из статистических исследований, радио слушают преимущественно лица зрелого и пожилого возраста, да и телевизоры есть дома далеко не у всех, а те, кто ими располагают, не так часто включают технику. Среди всех каналов связи с внешним миром для современных обывателей наиболее важным и актуальным постепенно становится Интернет. Через него можно получить сведения о происходящем, ознакомиться с новинками культурного мира, приобретать товары. Конечно, Интернет – это огромное пространство для рекламы самого разного продукта, причем не только коммерческого. В настоящее время Всемирная паутина – это поле и для обычной, и для социальной рекламы. Цель ее в любом из вариантов – стимулировать пользователя совершить некоторое действие.
Наиболее простой метод продвижения – применение технологий SEO. Но не стоит забывать об индивидуальных особенностях случая. Рекламную кампанию следует формулировать, исходя из преследуемых заказчиком целей. Так, если некоторый продукт покупатель ищет, чтобы заказать сразу, не принесет пользы ретаргетинговая программа, «догнать» клиента просто не получится. А вот для продуктов, требующих продолжительного выбора, этот вариант подойдет.
Возможностей много
Через Интернет можно охватить огромнейшие пласты аудитории. Важно уметь правильно выбрать того, на которого рассчитана реклама. Сложнее всего тем, на чье предложение спрос пока не создан. Чтобы обеспечить максимальную результативность, специалисты советуют одновременно прибегать к разным видам рекламы, комбинируя звуковые сообщения, визуальные образы и текстовые блоки. Нельзя пренебрегать социальными сетями – в последние годы именно они стали одним из самых важных инструментов для рекламирования продукции предприятия в Сети. В то же время возможности выбора целевой аудитории позволяют сократить траты, так как не придется оплачивать презентацию рекламы тем пользователям, которым она по умолчанию неинтересна.
Одна из целей маркетинговой виртуальной кампании – сделать бренд узнаваемым, запоминаемым. Для этого нужно охватить аудиторию как можно полнее, то есть для таргетинга устанавливаются размытые критерии. Задача рекламодателя – обеспечить видимость, то есть продвигающий продукт ролик должны увидеть действительно многочисленные потенциальные покупатели.
Еще один аспект – повышение лояльности. В последние годы широкое распространение получили сайты, на которых пользователи могут публиковать свое мнение о продукции и услугах. Популярность таких ресурсов привела к тому, что именно отзывы на деятельность компании, качество ее продукции – первое, что ищет потенциальный покупатель. Если фирма не отслеживает мнение о ней на просторах Сети, а конкуренты «не дремлют», высока вероятность потери репутации, вполне возможно, что совершенно необоснованно. Одна из целей рекламной кампании – предупредить такое упущение и принять меры, если лояльность уменьшается.