Несмотря на растущую популярность кроссоверов, настоящие внедорожники всегда были, есть и будут актуальными. Сегодня мы не будем рассматривать иномарки. В данной статье мы уделим внимание «Ниве». Эту машину видел и знает каждый. Многие выбирают ее в качестве основного транспорта для поездок на рыбалку, а некоторые еще используют и для города. Действительно, «Нива» легче, чем УАЗ, и более похожа на легковушку (ключевое отличие в отсутствии рамы). Есть, конечно, и минусы – это короткая база, что сказывается на объеме багажника и салонном пространстве. Но это не беда, ведь с завода выпускаются удлиненные модификации. К таковым относится «Нива-2131». Отзывы, фото и технические характеристики – далее в нашей статье.
Описание
Итак, что это за автомобиль? ВАЗ «Нива-2131» - это российский внедорожник малого класса с постоянным полным приводом и несущим кузовом.
Машина построена на базе трехдверной «Нивы» модели 2121. Выпускается удлиненный вариант с 1993 года.
Внешность
Машина имеет такой же дизайн, как и ее трехдверная модификация. Кузов обладает простыми и топорными формами. Спереди – обычная черная решетка радиатора и круглые галогенные фары. Вверху – габаритные огни и поворотники. Бампер выполнен из металла. По бокам – широкий черный молдинг с огромной надписью «ВАЗ-2131». Зеркала – черные, без повторителей поворотов и электрических регулировок. С завода на эту машину ставятся штампованные 16-дюймовые колесные диски. Отдельно стоит отметить новую «Ниву-2131», которая получила название «Урбан». Этот автомобиль имеет несколько иной, более современный и приятный дизайн. По существу, конструкция кузова осталась прежней. Из изменений – лишь бамперы, которые теперь стали пластиковыми, и решетка радиатора, получившая более стильный вид (фото модели есть в нашей статье).
Также поменялись и зеркала на «Ниве». Уже по умолчанию машина оснащается литыми колесными дисками. В остальном же отличий нет. Это все та же «Нива», построенная на базе «трехдверки», которая, в свою очередь, была выпущена еще в далеких 70-х годах.
Есть ли проблемы по кузову у данного авто? Некоторые говорят, что из-за удлиненной базы на «Ниве» ломает силовые элементы кузова, как раму на «Газелях». Но на практике этого никто не доказал, и данные утверждения являются лишь доводами. Что касается качества покраски, это действительно слабое место «Нивы». Хотя по сравнению с УАЗом эта машина не так быстро покрывается сколами и гниет. Сам металл на заводе плохо обработан, поэтому после покупки рекомендуется нанести дополнительно мовиль (или антикор).
Размеры, клиренс
Из-за длинной базы данная модель практически выходит за рамки компактного класса. Так, длина автомобиля составляет 4,22 метра, ширина – 1,68, высота – 1,64 метра. Главное преимущество авто «Нива-2131» – это клиренс. На стандартных колесах величина дорожного просвета составляет 21 сантиметр. Этого вполне достаточно для езды по разбитым дворам и даже по бездорожью. Несмотря на длинную базу, геометрическая проходимость у «Лады Нивы 2131» снизилась лишь немного. А вот на «Урбане» низкие бамперы заметно сказываются на углах съезда и выезда. На бездорожье именно они становятся наиболее уязвимой частью кузова.
Салон
Внутри автомобиль выглядит так же, как и трехдверная «Нива». Передняя панель была заимствована от «Жигулей» (пятерки). Щиток приборов – от ВАЗа семейства «Самара-2». Руль – такой же, как и на «Классике». Регулировок у колонки нет, да и сам руль не отличается удобным хватом – говорят в отзывах.
Также в салоне настораживает обилие рычагов трансмиссий. Их здесь три. Первый отвечает за коробку передач, а остальные два – за раздатку и блокировку. Рядом также находится 12-вольтовый прикуриватель и небольшая ниша для мелочей. Штатный бардачок тоже небольших размеров. Сиденья – мягкие, без особой боковой поддержки. Подлокотника здесь нет. Подушки безопасности также отсутствуют. Зато есть ремни с преднатяжителями и система крепления детских кресел.
Если говорить про уровень оснащения автомобиля ВАЗ «Нива-2131», он достаточно бедный. Все регулировки здесь механические, нет подогрева сидений и кондиционера. Отсутствуют акустика и электрические стеклоподъемники. Причем в такой комплектации автомобиль ВАЗ «Нива-2131» выпускался вплоть до выхода обновленной версии «Урбан». Последняя за отдельную плату может оснащаться кондиционером, подогревом сидений и зеркал, а также электрическими стеклоподъемниками. Но опять же, штатная акустика здесь отсутствует.
Второй ряд рассчитан на троих человек. Для них здесь предусмотрено гораздо больше места, чем в «трехдверке».
Багажник
За счет удлинения базы увеличился и объем багажника. Так, «Нива-2131» способна уместить до 420 литров поклажи. Но это еще не все. Второй ряд сидений может складываться. Таким образом, образуется грузовая площадка на 780 литров. Запасное колесо находится под капотом, поэтому багажник имеет низкую погрузочную высоту.
При этом петли на крышке багажника не изнашиваются, как на УАЗе. А сама «ляда» открывается вверх, на газовых упорах.
Технические характеристики
«Нива-2131» укомплектовывалась несколькими двигателями. Всего их два. Это рядные, четырехцилиндровые бензиновые силовые агрегаты. Сейчас новая «Нива» идет только с одним мотором. Но о нем немного позже.
Изначально «Нива-2131» оснащалась двигателем с «трехдверки». Это был мотор модели 21213. Данный двигатель был создан на базе ДВС «шестерки» и имеет практически такую же конструкцию. Так, блок цилиндров выполнен из чугуна, головка – алюминиевая. Механизм газораспределения – цепной. На каждый цилиндр приходится по два клапана (впускной и выпускной). Мотор имеет карбюраторную систему питания. При объеме в 1690 кубических сантиметров данный агрегат развивает мощность в 82 лошадиные силы. Крутящий момент – 129 Нм при четырех тысячах оборотов. Степень сжатия – 8,5, ход поршня – 80 миллиметров. Как отмечают владельцы, ресурс данного агрегата составляет от 100 до 200 тысяч километров.
С 2006 года «Нива-2131» оснащается исключительно инжекторным двигателем. Им является мотор модели 21214. Данный агрегат был построен на базе предыдущего. Блок и головка изготовлены из таких же материалов. Привод ГРМ – цепной, сам механизм – восьмиклапанный. При объеме в 1,7 литра данный агрегат развивает мощность в 83 лошадиные силы. Крутящий момент – 129 Нм. Ресурс двигателя немного увеличился и составляет порядка 200-250 тысяч километров.
Трансмиссия
Данный автомобиль работает с механической коробкой передач на пять ступеней. Трансмиссия тоже заимствована у трехдверной «Нивы» и имеет те же проблемы – износ синхронизаторов и повышенный шум шестерен. Замена трансмиссионного масла в данной КПП должна производиться каждые 40 тысяч километров.
Динамика, расход
Автомобиль довольно тяжелый. Поэтому «Нива» не располагает приемлемой динамикой. Разгон до сотни занимает от 22 до 25 секунд. Максимальная скорость составляет 135 километров в час. Что касается расхода топлива, в среднем данный показатель составляет 11 литров. Машина в общем потоке держаться может, но о каких-либо гонках придется забыть навсегда. Этот автомобиль имеет вовсе другое назначение.
Карбюратор или инжектор?
При покупке автомобиля «ВАЗ Нива-2131» с пробегом многие автолюбители задаются этим вопросом. С какими проблемами сталкиваются владельцы инжекторных внедорожников? Поскольку они отвечают нормам Евро-3 и выше, в выхлопной системе обязательно стоит катализатор и кислородный датчик. Эти два элемента могут выходить из строя. Причем изнашивается это все очень быстро. Нередки случаи, когда катализатор меняли по гарантии. Но как показывает опыт эксплуатации, гораздо лучшее и надежное решение – это установка пламегасителя (простой, полой трубы) с обманкой кислородного датчика. В результате выхлопные газы будут легче покидать камеру сгорания, а это положительно влияет на приемистость и мощность мотора.
Что касается карбюраторных моторов, здесь установлен карбюратор «Солекс». Как говорят отзывы, он надежнее, нежели ДААЗ, «Пекар» и прочие советские агрегаты. Но все равно требует периодической регулировки. Сегодня все меньше специалистов, которые умеют правильно его настроить. Если говорить об эксплуатационных характеристиках, «Нива-2131» инжектор оказывается более тяговитой и экономичной. В городе данная машина тратит до 12 литров бензина, в то время как на отрегулированном карбюраторе «Нива» тратит не меньше 13-ти. По трассе инжекторный автомобиль потребляет 10 литров. С карбюратором – на литр больше.
Какой мотор лучше выбрать? Как показала практика, инжекторный двигатель покупать намного выгоднее. Эта система более надежная и неприхотливая в обслуживании. Особых требований к качеству топлива нет. Как показала практика, двигатель «переваривает» легко 92-й бензин.
Подвеска
Ходовая часть – такая же, как и на трехдверной «Ниве». Так, спереди здесь находится независимая подвеска с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами. Сзади – мост с поперечной тягой. Ходовые качества удлиненной «Нивы» немного лучше, чем у «коротыша» - говорят отзывы. За счет длинной базы эта машина отлично чувствует себя на трассе. Она более устойчива и проще вписывается в повороты. Также владельцы отмечают плавность хода. За счет более тяжелого кузова подвеска кажется еще мягче (хотя и на трехдверной «Ниве» ходы просто огромные). Вдобавок, машина имеет большие диски на высокопрофильной резине.
Конечно, остались и прежние проблемы. Это слабые тормоза и расхлябанный руль. Ранее машина не оснащалась усилителем. Вдобавок к люфту руль еще был достаточно тяжелым. На «Урбане» эта проблема решена. Машина штатно оборудуется гидравлическим усилителем. Но по-прежнему водителю приходится подруливать во время движения.
Проходимость
Автомобиль вне зависимости от комплектации имеет полный привод и раздаточную коробку. Эти два фактора позволяют легко использовать «Ниву» на бездорожье. Машина даже на заводской резине способна преодолеть брод, грунтовку или песчаную дорогу. Относительно УАЗа пятидверная «Нива» легче, поэтому посадить «на брюхо» такой автомобиль очень сложно. Также «Нива» располагает огромным потенциалом для тюнинга. Существует масса готовых комплектов силовых бамперов, лебедок, расширителей арок, грязевых шин и надкрышных багажников.
Цена
На "Авито" «Нива-2131», бывшая в эксплуатации, возрастом около 10 лет, стоит порядка 150 тысяч рублей. Также продаются относительно новые экземпляры, 2014 года выпуска с пробегом в 70 тысяч.
Их можно приобрести по цене в 230-280 тысяч рублей. А вот новая «Нива Урбан» стоит от 440 тысяч рублей. Это что касается базовой комплектации. А люксовая доступна по цене в 545 тысяч рублей. Здесь уже есть кондиционер, электрический подогрев сидений и прочие «блага цивилизации».
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет автомобиль «Нива-2131». На данный момент это самый дешевый и доступный в России внедорожник. Тот же УАЗ будет стоить дороже. Но приобретать его не всегда актуально. В плане проходимости «Нива» ему не уступает (даже пятидверная). А вот в плане комфорта и ходовых качеств УАЗ заметно проигрывает. Китайские внедорожники в расчет брать не стоит, поскольку они стоят на порядок дороже и тоже не отличаются высоким качеством сборки. «Нива» - это универсальный автомобиль, который подходит как для поездок на природу, так и для езды по городу.